Деревенька Норвегино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Пасхальные колокола


Пасхальные колокола

Сообщений 11 страница 20 из 32

11

Маргарита Пална написал(а):

А мы , дети , сновали между ними с крашеными яйцами в руках и спорили чье яйцо красивее.

В детстве помню наклоняли кусок шифера и яйцо катилось по нему, потом следующий. И так какое нибудь яйцо дотронется до чужого, забираешь оба.
Хоспидя, как вспомню, скольмы мы их ели на пасху.  o.O

0

12

Страстная неделя (седмица)

Последняя неделя Великого Поста, которая посвящается воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа, получила название "Страстной". В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно "воспроизводят" последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства Брака и Крещения (за исключением особых случаев). Каждый день Страстной недели называется "великим". В католических храмах на время Страстной недели (до Великой Пятницы включительно) принято убирать или завешивать тканью фиолетового цвета все изображения Распятия.
Великая, Страстная пятница считается самым скорбным днем церковного года. В этот день Иисус Христос был распят и умер на Кресте, искупая людские грехи. В Страстную пятницу верующие соблюдают строжайший пост.

http://i004.radikal.ru/0804/8c/acb78a074e21.jpg

Во второй половине дня, когда, как считается, свершилась Крестная смерть Иисуса, во всех православных храмах из алтаря выносится плащаница, изображающая снятие с Креста тела Господня. Она полагается на середину храма, и верующие совершают перед ней благоговейное поклонение, вспоминая страсти Господни. Плащаница находится в центре храма до начала воскресного пасхального богослужения. В день Пасхи она вновь возвращается на Престол алтаря.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3305/bill52.2e/0_22f2b_70ddf5b5_XL.jpg
Рафаэль

http://img-fotki.yandex.ru/get/3005/bill52.2e/0_22f28_cf2777f2_XL.jpg
Рафаэль

0

13

Великая Суббота

Великая суббота - это последний день перед Пасхой. Для верующих это - и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие его во ад.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/73/Ivanov_Pogrebenie_Xrista.jpeg

В этот день Иосиф из Аримафеи, член синедриона, придя к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

http://www.kazan.eparhia.ru/www/otvet/pologenievogrob_68733564815.jpg

Фарисеи знали слова Христа о своем воскресении и, опасаясь, что апостолы похитят тело Христа и скажут народу, что он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу, а сам гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

http://s59.radikal.ru/i163/0904/7b/c99ac8ce1b4e.jpg
Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста.

В Субботу в народе заклинали морозы-утренники, чтобы они не губили льна, конопли и яровых хлебов.
Еще Субботу на страстной неделе считают красильной. В страстную субботу красят яйца - главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо.
Проходит освящение пасхальной еды.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

http://content.foto.mail.ru/mail/fadeevaam/275/i-417.jpg

Отредактировано Маргарита Пална (17-04-2009 15:08:07)

0

14

Какие народные поверья, приметы и обряды были связаны с Пасхой?

http://www.hermitagemuseum.org/imgs_Ru/12/2005/hm12_1_20_1_0_0_big.jpg
Фаддей Антонович Горецкий

С Пасхой традиционно связано значительное количество народных поверий, примет и обрядов, которые формировались веками, включив в себя немало элементов, сохранившихся с языческих времен.

Ритуальные действия начинались еще на Страстной неделе. Большинство их приходилось на Чистый четверг. Естественно, что в этот день все мылись и всё основательно отчищали. Воду после мытья старались выливать подальше от двора, чтобы грязь не вернулась в дом. Молодежь, достигшая брачного возраста, традиционно мылась на заре, а полотенца после вытирания или вывешивали на забор, где их мог забрать любой прохожий, или дарили нищим, или после пасхальной службы отдавали оброшнику, который вместе со священником будет обходить дома для молебна, неся икону или хоругвь. Считалось, что это способствует скорой и удачной женитьбе.

http://monarch.hermitage.ru/imgs_Ru/12/2005/hm12_1_20_1_0_6_big.jpg
"После заутрени" Михаил Маркианович Гермашев

В Чистый четверг забивали скот, как для праздничного стола, так и для заготовки мяса и сала впрок. Запасы, сделанные в этот день, должны были долго храниться без порчи. В некоторых деревнях в этот день просеивали всю имеющуюся муку и перебирали крупу. Старались напечь побольше хлеба и куличей, которые по поверью будут иметь целебные свойства. Сухари из такого хлеба хранили долго и использовали для лечения людей и скота. Особыми свойствами обладали и куриные яйца, снесенные в этот день. Их обязательно освящали, так как именно «чистые» яйца имеют двойную силу по сравнению с другими освященными яйцами.

Кстати, наиболее известными обрядами, которые соблюдаются и в наши дни, были именно пищевые. На Пасху красили куриные яйца, готовили творожную пасху и пекли куличи, которые после пасхальной службы освящали в церкви. Обычный «чистый» хлеб не освящался, ему особые свойства придавал день выпечки, но они, естественно, были «слабее», чем у освященных куличей. Интересно, что творожные пасхи получили больше распространения в городах, в селах же предпочитали именно куличи. Из своего детства помню, что в сибирской деревне именно куличи называли «пасхой».

http://monarch.hermitage.ru/imgs_Ru/12/2005/hm12_1_20_1_0_1_big.jpg
Станислав Юлианович Жуковский

На Руси особо почитались пасхальные яйца. Исстари их красили в красный или близкие к нему цвета. В деревнях для этого чаще всего использовали луковую шелуху. Традиция расписывать яйца появилась довольно-таки поздно и больше характерна для городов. Именно с пасхальными яйцами связано больше всего народных примет и поверий.

http://img.blogonline.ru/bl/posts/12/1176038312_paskha4.jpg

Воду, в которой варились пасхальные яйца, не выливали, ею умывались девушки и молодые женщины, чтобы иметь красивый цвет лица. Пасхальное застолье всегда начиналось с освященных яиц, которых по традиции каждая семья относила на освящение целое лукошко. Причем, первое яйцо делили на части по количеству едоков за столом, считалось, что это способствует укреплению семьи, поддержанию в ней взаимной любви и уважения. Магические свойства приписывались не только пасхальным яйцам, но и их скорлупе, которую не выбрасывали, а хранили для использования в различных ритуалах. Несколько недель после Пасхи для магических действий использовались сами яйца, а затем только их скорлупа.

Считалось, что пасхальное яйцо, зарытое в огороде или на поле, обеспечит плодородие, высокий урожай и не даст расти сорнякам. Яйцо, спрятанное в хлеву, спасет животных от болезней, увеличит надои и приплод. Даже потерянные вещи искали при помощи яйца, которое заворачивали в тряпицы, чтобы не разбилось, и бросали в разные места в избе, в хлеву, во дворе. Места, куда упало яйцо, внимательно осматривали, случалось, что при этом и на самом деле находили потерянные предметы. Даже отправляясь искать заблудившуюся корову или овцу, брали с собой пасхальное яйцо или скорлупу.

Пасхальное яйцо имело свойства оберега на многие случаи жизни. На Руси считали, что оно оберегает людей и скот от болезней и увечий, помогает в лечении, предотвращает кражи, спасает от пожаров и способствует их быстрому тушению – в загоревшийся дом или хлев всегда старались бросить яйцо. В некоторых местах крестьяне скорлупу от пасхальных яиц носили в небольших кисетиках на шее рядом с крестильными крестами. Это был один из немногих оберегов, на который духовенство смотрело «сквозь пальцы».

Особые свойства приписывались освященным куличам и творожным пасхам. Естественно, что для магических действий больше использовались куличи, так как в высушенном виде они могут храниться очень долго. В некоторых местностях даже готовили «скотские» пасхи и куличи, только освящали их не в церкви, а при обходе дворов священником. Их затем скармливали скоту и домашней птице, а оставшиеся крошки рассыпали в огороде и на поле.

Интересно, что особые магические свойства приписывались всему, что осталось после первой пасхальной трапезы. Вариантов использования было несколько. В посуде с пасхального стола объедки и кости выносили домашним животным, а в ряде мест их закапывали в огороде и на поле.

Особые пасхальные поверья были связаны с умершими. В Пасху традиционно приходили на кладбище «похристосоваться» с умершими родственниками, которым оставляли на могилах пасхальные яйца, куски пасхи и кулича. Чаще всего пасхальные приношения крошили, чтобы их могли склевать птицы. Считалось, что в образе птиц в эти дни на землю спускаются души умерших, которые за память о них и пасхальное угощение в течение года будут покровительствовать живым родственникам. На могилах можно было высказать умершим и несколько просьб, но только важнейших, чтобы не обременять усопших земными заботами.

Считалось, что в пасхальную ночь с душами усопших родственников можно повидаться в церкви. Когда все прихожане выходят их храма на крестный ход, души умерших материализуются, чтобы приложиться к святым иконам. Но происходит это только при условии, что в церкви никого нет или остался только один человек, стоящий на коленях с закрытыми глазами. Чуть приоткрыв глаза, он сможет увидеть умерших, но шевелиться или задавать им вопросы нельзя. А вот на кладбище в пасхальную ночь с умершими можно общаться, но пришедшему они не покажутся, а только ответят на несколько вопросов.

Любопытно, что среди стариков считалось за счастье умереть в пасхальную неделю, так как любой умерший в эти дни, какие бы грехи его не отягощали, сразу же попадает в рай. Таких покойников полагалось хоронить с радостью и не голосить над ними.

http://i068.radikal.ru/0904/f7/3af59ac44783.jpg

Бытовало и поверье, связанное с колокольным звоном. Считалось, что в пасхальные дни колокольный звон обладает особой силой, способной излечивать больных, способствовать жизненному успеху и исполнению желаний. В эти дни вход на колокольни был свободный, и ударить несколько раз в колокол мог любой желающий. Видимо, добровольные звонари старались от души, так как даже появилось выражение «пасхальный звон». В наши дни эта традиция если и сохранилась, то только в небольших деревенских церквях.

Существовало много пасхальных поверий, связанных с нечистой силой. Считалось, что в эти дни она наиболее озлоблена, теряет над собой контроль и её можно не только увидеть, но даже поиздеваться над ней.

Кроме общепринятых свои поверья и обряды были в разных регионах, у представителей различных социальных, профессиональных и даже возрастных групп населения. Какими бы странными ни казались некоторые пасхальные обряды и поверья, все они основывались на глубокой народной вере в то, что в дни, когда празднуется воскресение Христа, многое приобретает сакральные свойства и способно оказывать людям помощь в их нелегкой повседневной жизни.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27289/

http://www.art-catalog.ru/data_picture_new/artist_12/picture/big_500/kustod_92.jpg
Б. М. Кустодиев. Пасхальный обряд.

Отредактировано Маргарита Пална (18-04-2009 23:33:38)

0

15

http://i028.radikal.ru/0804/5e/1e3b7ee1275b.jpg
В.Перов. "Сельский крестный ход на пасху" 1861 г.

Пасха в Кремле
Н. ВАРЕНЦОВ

Во время моего детства первый удар колокола в 12 часов пасхальной ночи производился с колокольни Ивана Великого в Кремле, и только после этой благовести Москва почти единовременно наполнялась звуками от благовести со всех многочисленных московских церквей. Начинался крестный ход. Плавно, в строгом порядке, под наблюдением самих молящихся, выносили из церквей высокие хоругви, несомые тремя людьми, за ними несли образа, запрестольный крест, шло духовенство, облаченное в дорогие золотые и серебряные ризы, во главе с певчими, поющими: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах...»

У священников в одной руке кадило, испускающее ароматный запах ладана, в другой - золотой крест со свечой, обвитые живыми цветами. Диакон с большими свечами, и вся толпа молящихся с открытыми головами, имея в руках зажженные свечи, сопровождала крестный ход вокруг церкви. Шествие сопровождалось иллюминацией, бенгальскими огнями и веселым перезвоном церковных колоколов. Крестный ход, обойдя кругом церкви, останавливался перед закрытыми дверями храма. Священник, подняв крест со свечой, громогласно произносил: «Христос воскресе!» Толпа богомольцев, как один человек, отвечала: «Воистину воскресе!» И это повторялось три раза. После чего двери храма распахивались, и в том же порядке - хоругви, иконы, певчие и духовенство - входили в храм, где священник опять возглашал: «Христос воскресе!» И опять вся толпа одним голосом отвечала: «Воистину воскресе!» Когда двери храма перед входом духовенства отворялись, то все церковные паникадила со свечами, обвитые пороховыми нитками, зажигались, наполняя храм светом от многочисленных свечей. Вся церковная служба совершалась торжественно и благоговейно, и все молящиеся были в особо торжественном настроении.

В пасхальную ночь почти все жители Москвы были на ногах. Можно смело сказать, из всех православных жителей первопрестольной оставались в доме лишь прикованные к кровати болезнью да лица, обязанные своим служебным положением оставаться дома. Все остальные шли в храмы. За неимением там мест стояли на папертях и на улицах. Многие, преимущественно дворяне, чиновники, ходили в домовые церкви, где можно было снимать пальто, калоши и стоять в церкви, где не было так жарко. Другие ходили в монастыри, и все храмы были переполнены молящимися. Многие ходили в Кремль, чтобы посмотреть и испытать на себе то чувство торжественности при массе, быть может, десятков тысяч людей, присутствующих на площадях Кремля.

Назначенный генерал-губернатором в Москву великий князь Сергей Александрович при первом празднике Пасхи был в Кремле со своей женой великой княгиней Елизаветой Федоровной. Как мне пришлось слышать от осведомленного лица, великого князя все виденное и слышанное сильно поразило и растрогало, о чем он рассказал государю при первом же с ним свидании. Государь тоже пожелал испытать это торжественное настроение и обещался как-нибудь приехать в Москву на Страстной неделе, где будет говеть и пробудет часть пасхальной недели.

Я хорошо не припомню год приезда в Москву государя, но думается, что это было либо в 1902, либо в 1903 году. Мне пришлось быть во дворце на высочайшем выходе царя из внутренних покоев дворца во дворцовую церковь; присутствовал при этом выходе, как представитель московского купечества, в числе трех лиц, фамилии остальных двух я не помню.

Государь с государыней за 10 - 15 минут до 12 часов вышел в залу. Ему предшествовала масса придворных: обер-шталмейстеров, обер-гофмейстеров, камергеров, камер-юнкеров, скороходы, арапы. У меня от всего этого зрелища помутилось в глазах. И так как проход этот был довольно скорый, то в моей памяти осталось довольно смутное понятие, а потому рассказать о нем в подробности не могу. Но только, признаюсь, мне это шествие казалось театральным, и оно зрению моему доставило удовольствие без всякого влияния на мою душу.

Правда, немного для меня было странным в начале XX столетия видеть арапов, скороходов, камергеров с ключами на фраке, обер-шталмейстера с жезлом, гордо шествующего, чувствующего, как будто совершает крупное дело. Разнообразие красивых мундиров, орденов, лент рябило в моих глазах. Шествие это прошло через анфилады громадных зал, наполненных высокопоставленными лицами, за исключением нас, трех купцов, стоящих в самой последней зале в своих черных фраках.

Кажется, я один из них имел самый маленький орден Станислава 3-й степени и бухарскую Золотую звезду, так что мы трое были черными пятнами среди поражающего блеска и величия.

Наше черное пятно трех фрачников невольно обращало внимание всех звездоносцев. Государыня Александра Федоровна тоже обратила на нас внимание и, улыбаясь, что-то сказала государю, показывая глазами ему на нас.

Государь и государыня вошли в дворцовую церковь, за ними вошли туда великие князья, великие княгини с княжнами, придворные дамы, министры и другие наиболее важные чины. Но многие остались в зале из-за недостатка места в церкви, в том числе были и мы, трое фрачников.

Какой-то из важных придворных вышел из церкви и сообщил всем оставшимся, что если кто желает быть в церкви, то по внутренней лестнице дворца может спуститься в церковь Двенадцати Апостолов, примыкающую к дворцу. Благодаря этому указанию мы покинули залу, и прежде всего я отправился на балкон дворца, откуда открывалась чудная панорама на все Замоскворечье и на кремлевскую Ивановскую площадь. Все кремлевские площади представляли сплошную массу людей, стоящих с непокрытыми головами и держащих в руках зажженные свечи.

В гуще толпы возвышались блестящие хоругви изо всех кремлевских церквей. Плавно колыхаясь, они как бы плыли среди несметной толпы народа. Зрелище передо мной открылось удивительное и поражающее. С многочисленных церквей с иллюминированными колокольнями неслась торжественная благовесть, своим приятным звоном наполняя весь город. Возглас священников: «Христос воскресе!» не был слышен на балконе дворца, но ответ народа прогремел могущественно и величественно: «Воистину воскресе!» Я заметил, как у некоторых важных особ, стоящих тоже на балконе, отразилась на лицах эта величественная картина, и даже заметил у одного из них слезы на глазах.

Налюбовавшись на балконе на эту дивную картину, пошел в собор Двенадцати Апостолов, где простоял заутреню и часть обедни, после чего вернулся в залу, где было указано нам быть. Придворные, утомленные стоянием в церкви, оттуда выходили, садились в зале, где мы стояли, вели очень громко разговор между собой, хохотали. Вышел из церкви какой-то придворный и, обратясь к нам, раздраженным голосом сказал: «Разве можно так громко разговаривать и смеяться, когда в церкви идет служба, да еще в присутствии государя. Ведь в церкви все слышно, нужно уметь прилично себя держать!»

Что мы - трое фрачников - могли ему на это ответить? Мы понимали, что хотя обращение было к нам, но выговор относился к звездоносцам, сидящим и хохочущим. Только придворный ушел обратно в церковь, как наши звездоносцы опять громко заговорили и захохотали. Опять явился он же и сделал опять внушительный выговор нам, стоящим тихо, с полным сознанием своего ничтожества среди звездоносцев. Как [только] ушел придворный, опять повторилось то же самое: сидящие заговорили громко и захохотали. Тогда мы уже не выдержали и, не желая иметь третьего выговора, покинули залу, отправились осматривать залы, где были накрыты столы для разговения.

Во всю длину длинных столовых стояли накрытые столы, уставленные приборами и бронзовыми вазами, изображающими лебедей с распущенными крыльями, с хрустальными тарелками, наполненными апельсинами. Больше на столах ничего не стояло. Я подумал: у купцов пасхальный стол украшается лучше и изобильнее, и решил ехать домой, не дождавшись разговенья во дворце, с сидением с напыщенными звездоносцами. Каждый из них имел не менее двух звезд. Хорошо бы я себя чувствовал среди них! Да и, думаю, звездоносцы не были бы довольны моим соседством.
http://www.mospravda.ru/issue/2006/04/20/article639/

http://www.mospravda.ru/i/issue/639-untitled.jpg

Отредактировано Маргарита Пална (18-04-2009 23:49:42)

0

16

Старые пасхальные фотографии...

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/1/12520/12520845_Easter.jpg

Александро-Невская Лавра , освящение куличей

http://s55.radikal.ru/i150/0904/97/c8d7ce37784d.jpg

Гулянье во время празднования пасхальной недели. 1895

http://s59.radikal.ru/i165/0904/71/000dda2ff78c.jpg

Хростосование. 1912

http://i052.radikal.ru/0904/04/0ff549cc953a.jpg

Продажа пива, яиц, булок на Марсовом поле в Санкт-Петербурге в Пасхальную неделю в 1895 году.
http://visualrian.ru/storage/PreviewWM/0461/23/046123.jpg

Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913-1914 гг. Ожидание крестного хода в пасхальную неделю
http://www.kkkm.ru/Photo_katalog_demo/Steclozavod/vf8287/8287_400.jpg

Гулянье и катанье в Подновинском во время Пасхальной недели.
http://www.rid.com.ua/Uploads/kate/f3.gif

А. А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873. Масло
http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/134.jpg

Е. М. Корнеев. Пасхальный стол в Тобольске. 1810—1812.
http://www.sueverija.narod.ru/Prazdnic/Apr/Pasha9.jpg

Отредактировано Маргарита Пална (19-04-2009 01:09:49)

+1

17

Хочу выделить Пасху в отдельную темку.
Накопились рассказы известных людей, рецепты куличей и способы украшения яиц.... Не хочется кидать все в одну кучу. Так что воть [взломанный сайт]

+1

18

Для декорирования пасхальных яиц нам понадобятся: вареные яйца, фольга, лаковые маркеры

Заворачиваем яйцо в фольгу.
Фольгу можно разгладить обратной стороной чайной ложки.
Наносим рисунок на поверхность фольги лаковыми маркерами. Если сразу рисунок нанести сложно, можно его предварительно наметить зубочисткой.

0

19

Пасхальные колокола. А.И. Куприн

Быстро-быстро промчались впечатления вчерашнего дня и Великой ночи: плащаница в суровой холодной темноте собора, воздержание от еды до разговения, дорога в церковь, в тишине и теплоте апрельского синего вечера, заутреня, крестный ход, ликующая встреча восставшего из гроба Христа, восторженное пение хора, подвижная, радостная служба, клир в светлых сияющих парчовых ризах, блеск тысяч свечей, сияющие лица, поцелуи; чудесная дорога домой, когда так нежно сливаются в душе усталость и блаженство, дома огни, добрый смех, яйца, кулич, пасха, ветчина и две рюмочки сладкого портвейна; глаза слипаются; в доме много народа, поэтому тебе стелят постель на трех стульях, поставленных рядком; погружаешься в сон, как камень падает в воду.

Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой — нет! — огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. Побаливает затылок, также спина и ребра, помятые спаньем в неудобном положении на жесткой подстилке, на своей же кадетской шинельке с медными пуговицами. Но что за беда? Солнце заливает теплым текучим золотом всю комнату, расплескиваясь на обойном узоре. Господи! Как еще велик день впереди, со всеми прелестями каникул и свободы, с невинными чудесами, которые тебя предупредительно ждут на каждом шагу!

Как невыразимо вкусен душистый чай (лянсин императорский!) с шафранным куличом и с пасхой, в которой каких только нет приправ: и марципан, и коринка, и изюм, и ваниль, и фисташки. Но ешь и пьешь наспех. Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее!

На улице сухо, но волнующе, по-весеннему, пахнет камнем тротуаров и мостовой, и как звонко разносятся острые детские крики! Высоко в воздухе над головами толпы плавают и упруго дергаются разноцветные воздушные шары на невидимых нитках. Галки летят крикливыми стаями... Но раньше всего — на колокольню!

Все ребятишки Москвы твердо знают, что в первые три дня Пасхи разрешается каждому человеку лазить на колокольню и звонить, сколько ему будет удобно. Даже и в самый большой колокол!

Вот и колокольня. Темноватый ход по каменной лестнице, идущей винтом. Сыро и древне пахнут старые стены. А со светлых площадок все шире и шире открывается Москва.

Колокола. Странная система веревок и деревянных рычагов-педалей, порою повисших совсем в воздухе, почти наружу. Есть колокола совсем маленькие: это дети; есть побольше — юноши и молодые люди, незрелые, с голосами громкими и протяжными: в них так же лестно позвонить мальчугану, как, например, едучи на извозчике, посидеть на козлах и хоть с минуту подержать вожжи. Но вот и Он, самый главный, самый громадный колокол собора; говорят, что он по величине и по весу второй в Москве, после Ивановского, и потому он — гордость всей Пресни.

Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, — баммм… Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?

Самый верхний этаж — и вот видна вокруг вся Москва: и Кремль, и Симонов монастырь, и Ваганьково, и Лефортовский дворец, и синяя изгибистая полоса Москва-реки, все церковные купола и главки: синие, зеленые, золотые, серебряные... Подумать только: сорок сороков! И на каждой колокольне звонят теперь во все колокола восхищенные любители. Вот так музыка! Где есть в мире такая? Небо густо синеет — и кажется таким близким, что вот-вот дотянешься до него рукою. Встревоженные голуби кружатся стаями высоко в небе, то отливая серебром, то темнея.

И видишь с этой верхушки, как плывут, чуть не задевая за крест колокольни, пухлые серьезные белые облака, точно слегка кружась на ходу.

1928

0

20

1. Луковая шелуха — самый известный и доступный всем способ. Яйца можно окрасить в цвета от желтого до красно-коричневого. Цвет зависит от концентрации отвара. Нужно приготовить отвар из луковой шелухи и дать ему настояться. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.

Яйца опустить в настой, довести до кипения и варить в течение 10 мин. Вынуть, остудить.

2. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой берёзы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, опустить в тёплый настой, варить 10 мин. после кипения, вынуть и остудить.

3. Уже вареные яйца натереть соком (свекольным, морковным, соком шпината).

4. Положите яйца в кастрюлю, залейте их водой. Добавьте чайную ложку уксуса. Кипятите яйца 15 минут с натуральными красящими добавками.

Светло-красный — свекла или черника.

Оранжевый — лук.

Светло-желтый — апельсины или лимоны, морковь.

Желтый — корни куркума, скорлупа грецкого ореха.

Светло-зелёный — листья шпината, крапивы.

Зелёный — зелёные яблоки.

Синий — листья красной капусты.

Бежевый или коричневый — кофе.

Если после окрашивания поставить яйца в этом же отваре на всю ночь в холодильник, то окраска будет более яркой.

5. Мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и варят в луковой шелухе обычным способом. Получаются яйца в крапинку.

6. Для получения мраморного эффекта нужно обернуть яйца в луковую шелуху и сверху завязать каким-нибудь хлопчатобумажным материалом.

7. При окрашивании можно обмотать яйца разноцветными нитками, тогда на них получатся интересные разводы.

8.Сварить яйца в воде с содой. Обернуть яйца в разноцветные шелковые лоскутки, перевязать ниткой. Опять их прокипятить в этой воде, дать остыть, открыть лоскутки.

9. Сорвите молодые листики разной формы (например листики петрушки). Приложите к яйцам эти листики, обмотайте чулком и туго завяжите. Опустите в крепко заваренную луковую шелуху. Варить долго.

10. Окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать их, пока они не остыли. В этом способе все зависит только от богатства вашей фантазии.

11. Так же можно покрасить яйца не только снаружи, но и изнутри. Нужно отварить их 3 минуты, потом достать и в некоторых местах проткнуть скорлупу иголкой. Затем кипятить еще некоторое время до готовности в крепкой заварке с добавлением гвоздики, корицы и кориандра.

После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Пасхальные колокола


создать форум