ПОЛИТЕС - Установленный порядок соблюдения форм светского этикета
Искусство политеса
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться222-03-2011 20:28:19
Прочитала совершенно изумительные письма-наставления отца сыну. Решила поделиться с вами.)))
Палицын М. Наставления сыну 1811, 1815, 1817 гг
Наставление сыну моему Николаю Михайловичу Палицыну.
Марта 11-го дня, 1811 года.
1) Вставать всякое утро в 6 часов, обуваться, умываться холодною водою и одеваться поспешно; потом молиться Богу, полагая крест правильно, читая вслух, но не громко утренния молитвы,— потом с приличными поклонами, пожелав добраго утра предстоящим, в 7 часов пить чай с белым хлебом, что будет служить вместо завтрака.
2) В 7 часов начинать учение и продолжать его, доколь выучишь урок, или как случится. Во всем учении никакими посторонними упражнениями, даже и мыслями не занимать себя, но все внимание обратить на урок, через что скорее выучишь и лучше поймешь.
3) В 12 часов обедать и кушать простое кушанье, как-то: щи с решатным хлебом, или что случится, жаркое и кашу; пить квас, а лучше, буде привыкнешь, хорошую воду. Во время стола сидеть прямо, много не говорить, разве что необходимое, или на чей вопрос говорить должно.
4) После обеда до 2-х часов можешь заняться утешительным упражнением, как: играть на скрипке, или фортопиано и петь, а в 2 часа начинать учиться и продолжать таким же образом, как об утреннем учении сказано, до 6-ти часов, или как нужда в том настоять будет. Можешь час места с г. Греном гулять, делая при том свои замечания городу и прочему, что интересное глазам твоим попадет. После учения и погуляв, можешь опять заняться игрой и рисованием, что и отдается в твою волю. В 8 часов ужинать, тож, только на ночь не обременяй желудка, а в 9 часов с утренними правилами ложиться спать.
5) К учителям ходить или ездить вместе с г. Греном, который во время учения твоего должен быть и возвращаться домой с тобою. Во время преподавания учителями уроков слушай со вниманием; буде чего не понимаешь, можешь просить о повторении, хотя бы то и несколько раз случилось. Учителям изъявляй должное уважение, а в наставлениях, до наук и добрых советов относящихся, делай безмолвное послушание.
6) Белье переменяй в неделю 2 раза, а потому белье, одежда и обувь должна быть на тебе опрятна, вычищена, а не кой-как надета, ибо опрятство придает человеку веселую бодрость, а неопрятство делает всем гнусное отвращение, даже и самого себя повергает в презренную ничтожность.
7) В воскресные дни ходи к обедни, кою слушай со вниманием, а особенно Евангелие и Апостол, дабы ты знал подлинно знаменование их; потом, приветствующих тебя ласково, посещай, а Григорья Андреевича Петрова чаще, яко начальника твоего по училищу, который может разсудить иногда в учении твоем, делать тебе испытания и во всех домах, в кои ходить будешь, веди себя вежливо, смирно и учтиво.
8) На слугу своего не сердись и не бранись, а бить его и вовсе запрещается но приказывай о должности повелительно, вежливо, со всякой скромной тихостью, но однакоже отнюдь не фамилиярно, чем приобретешь от него чистосердечную к тебе любовь и повиновение.
9) Ежели случится говорить тебе с посторонними, то разговор веди ясный с учтивостью, не возвышая слишком голоса, да и не унижая его, о тех только материях, в коих ты совершенно сведущ, а о незнаемом совсем не говори, отзовись неведением. Сим единым средством не попадешь в болтливые дураки.
10) Беседы умных людей (сиречь разговоры) со вниманием слушай, замечая в них порядок здраваго разсуждения, дабы и тебе современем быть им подобным.
11) Напротив того с противоположными сему в качествах своих не только знакомства не заводи, но и разговоров их убегай, дабы и тебя не причли бы к их классу.
12) О новых предметах, какие глазам твоим попадаться будут, спрашивай приставника, не оказывая однако сильнаго удивления, а также не пропускай без внимания, ибо последнее будет означать тупость чувств твоих.
13) С однолетними ceбе, не узнав свойств их, скоро не дружись, не говори с ними о пустых, ничего не значащих материях, но обращайся только с почтением, разговаривая о науках и то тебе известных, о порядке их учения, о музыке и тому подобном.
14) Убегай лжи и пустословия, не разсказывай чего не видал и не слыхал, но говори сообразную понятию твоему единственную правду, или точно видимое, или слышанное, и то от правдиваго человека, коему во всем веру дать можно с лучшим объяснением безо всякой прибавки, ибо если тебя заметят один раз лжецом, то хотя после ты и правду разсказывать будешь, верить не будут, а жить без доверия между честными людьми совсем не можно, но должен уже ты в знакомство свое приискивать подобных себе лжецов, с коими в столь гнусном и презренном звании век свой влачить в срамоте и безчестии должен.
15) Будучи в обществе, ни с кем не шепчи, чужих разсказов, о ком-либо в худую сторону говоренных, не одабривай, не только словами, но даже и мановением, или улыбкою лица, да и вовсе их не слушай, дабы не почли тебя в сем злоречии участвующим.
16) В разговорах не делай смешных телодвижений; шуточных материй часто не разсказывай, а особливо при не коротких людях, ибо через частое разсказывание шуток сделаться можешь шутом, а cиe название есть самое первое из подлейших. При том гордым и надменным не будь и не унижай себя ниже твоего звания, но держись середины, ибо в обоих случаях в презрение придешь.
17) Ежели случится тебе видеть людей неблагообразных лицом, или худо или неопрятно одетых (что конечно в жизни случиться может), то отнюдь не показывай к ним ни малейшаго презрения, или насмешливаго вида, поелику вид первой дан природой, а последний обременен видно бедностию,—следовательно, ты должен единственно в душе своей о них пожалеть и бедному, буде состояние твое дозволит, помоги, и то cиe сделай тогда только, когда узнаешь, что он от посторонних помощь принимает, ибо весьма много есть бедных, но благородных и великих душевными качествами людей, кои и в бедности не требуют ничьей помощи, но сносят терпеливо, а посему в последнем случае должно поступать весьма осторожно.
18) Буде случится тебе по чьей-либо просьбе, или самопроизвольно, что кому обещать, то не обещай того, чего выполнить не можешь, а обещанное должен уже выполнить в назначенный срок непременно, и в сем-то случае должно иметь великую осторожность, дабы не назвали тебя обманщиком и неверным человеком в обещаниях. Старших себя летами, а особливо престарелых, уважай, в собраниях вперед их не ходи, садись всегда ниже их, говори с ними почтительно. Обязан ты кланяться им наперед, не дожидаясь от них себе поклона, да и всякаго состояния людям, почтившим тебя поклоном, должен ты ответствовать равномерным поклоном. Начинающаго с тобою говорить ты должен выслушать материи его со вниманием до конца, не перебивая его речей и тогда на предложение ответствуй с благопристойной участливостью и решимостью.
19) О пороках своих (ежели они за тобою сверх всякаго чаяния моего будут) никому это в похвалу свою (как и многие пороками хвалятся) не разсказывай, но скрывай от всех и старайся исправиться от них.
20) Ни про кого дурно не говори, а ежели ты и будешь ведать о чьих-либо пороках, то ими исправляй себя, ибо нет лучше учителя к исправлению, как видеть порок в другом человеке. Я бы привел тебе много к сему примеров, но оставлю на будущия времена.
21) Зависти, мне нетерпимой, отнюдь не питай, ибо как всеми дарами, то-есть честию, богатством и прочим награждает по достоинствам каждаго Бог, следовательно, завидовать —есть негодовать на Бога, ибо когда и ты будешь того достоин, то и тебе все оное со временем дастся, а завидовать можешь только в одном случае, а именно: когда видишь ты моложе себя, или равнолетних с равными твоему талантами и дарованием, учатся лучше тебя, то и в сем случае зависть свою можешь удовольствовать прилежным учением, чем и зависть твоя кончится.
22) В среды и в пятницы и во все посты дома скоромнаго не ешь, а в людях кушай, что поставят; по словам св. апостола: предлагаемое да ядим, или: не сквернит входящее в уста, но из уст.
23) В собраниях не показывай унылаго лица, да и слишком радостнаго, дабы не привлечь много вопрошающих, что с тобой сделалось? то-есть отчего ты печален, или слишком радостен. Вот тебе, сын мой, даю отцовское наставление мое, приличное теперешним твоим летам, а с возвышением лет твоих и понятий (буде жив буду!) соображаясь со временем и обстоятельствами, еще дополнять буду с пространным уже всего объяснением, а теперь ты выполняй оное со всякой точностью, чем приобретешь мою к себе любовь и уважение, ибо ничто для отца утешительнее и приятнее быть не может, как видеть сына от честных людей по добрым его качествам и поведению уважаемаго и в лучшем мнении у общества. Ежели из предложенных пунктов, какого ты не разумеешь, то проси учителей о растолковании тебе их, особливо Дм. Сем. Борзенкова.
М. Палицын.
Поделиться322-03-2011 20:30:47
Наставление сыну моему Николаю Михайловичу Палицыну.
17-го июля, 1815 года.
Я разсудил, судя по летам твоим и довольному росту, отправить тебя одного с слугою в Дерптский университет на почтовых, что и предписываю тебе исполнить.
1) По приезде в Орел остановиться на квартире и, одевшись во фрак, идти к губернатору, коему подай мое письмо, проси у него до Дерпта на две лошади подорожнюю. Буде он потребует еще какое о тебе доказательство, то ты подай земскаго суда свидетельство на проезд тебе до Дерпта, тебе данное. За подорожнюю должен ты заплатить в казну деньги, то плати не мелкими, а крупными ассигнациями, а мелкия береги на прогоны. Получа подорожнюю, пошли на почтовый двор за лошадьми и на них, не мало не мешкая, отправляйся в путь, а своих лошадей, чтоб выкормя, вели домой.
2) Во время дороги веди себя смирно, с ямщиком и на станциях с приставами не бранись, но обходись вежливо, а притом и скоро очень ехать ямщика не принуждай, но только рысью. Из всех городов, через кои ты пойдешь, пиши ко мне, а ежели в котором не застанешь почту, или придешь в непочтовый день, то оставляй письмо у почтмейстера и проси о пересылке.
3) От самой Глушицы 1) и до Дерпта веди верный журнал вояжа своего, помещая все достойное внимания, и притом описывай погоду, дорогу, урожай хлебам всех родовъ и цены оным, а особливо овсу, cенy и съестным припасам по всей дороге, разстояние станции от станции и города от города и всему интересному, и с того журнала копию ко мне доставь.
4) Приехав в Дерпт, остановись на квартире, узнай, как зовут директора университета и фамилию, что и надпиши на пакете, в тот же самый день, взяв с собою аттестат и свидетельство о дворянстве, явись к нему, подай ему письмо мое и проси об определении тебя в Дерптский университет. Ежели он велит подать (о том) просьбу, то попроси кого из опытных написать ее и, ни мало не медля, подай. Потом приищи себе у немца, или у учителя, но честнаго человека квартиру с содержанием тебя столом, чаем и со слугою и прачкой, а договаривайся помесячно, ибо в течение месяца можешь обо всем узнать подробно и со мною снестись, или нарочно сходи к директору и проси в разсуждении квартиры наставления его, у кого он присоветует тебе жить, и буде назначит кого, то и договаривайся с ним помесячно же, а на каких кондициях кончите и помещением и будет ли какая наука при том, пиши ко мне.
6) О науках, какия, как и для чего надобно учить, я ничего здесь тебе не напоминаю, потому что о них много наставлений тебе дано, то и советую прочитывать их и следовать им.
7) Веди себя опрятно, платье и обувь, чтоб всегда было чисто, ибо опрятность придает бодрость, а худое делает великое отвращениe, а потому и нужно тебе оную наблюдать.
8) Знакомства короткаго отнюдь ни с кем не заводи и пока не обживешься и не узнаешь людей в точность, ни к кому не ходи и к ceбе никого не зови, но беседуй с книгами и хозяином, а в хорошее и свободное время: прогуливайся, ибо в незнакомом городе знакомиться надобно весьма, осторожно для многих причин.
9) Деньги, сколько у тебя от дороги останется, советую отдать под сохранение хозяину, у коего укоренишься жить, с роспиской, а у себя не держи; брав же у него на надобности, на той же росписке отмечай получение.
10) Смотря по обстоятельствам: ежели я на что надобен буду тебе, пиши ко мне, я немедля к тебе приеду, только ты все случаи, для коих меня вызывать будешь, опиши яснее и подробно, чтобы никакому недоразумению не подвержены были.
11) К директору и ко всем достойным уважения учителям и профессорам ходи по праздникам одним, с почтением и заслуживай от них учением и поведением своим лучшее для себя расположение.
12) Узнай через учителей, или хозяина своего, есть ли там искусные, музыканты и каких более и, буде есть xopoшие, то по чему за урок или на месяц берет. О всем оном дать мнe знать, но без сношения со мною не нанимай их, но сам практикуйся.
13) Во все праздничные и свободные дни ходи на богомолье и молись с умилением и с сокрушенным сердцем; а какая из того польза есть, о том в ученых тобою книгах пространно и внятно писано, следовательно, нить надобности повторять о пользе, от того происходящей, о коей ты сам давно знаешь.
14) На прогоны до места и на содержание твое на первый случай в Дерпте, дается тебе денег 500 рублей, а как ты там обживешься и по обстоятельствам узнаешь, какое число денег потребно тебе на годовое содержание, тогда пиши ко мне, а я присылать буду по третям, или как лучше.
15) Расходы деньгам, как во время дороги, так и жизни в Дерпте, веди аккуратно, напрасно денег не тратить, но на самую только надобность и с тех расходов копии ежемесячно присылай ко мне, а подлинные у себя храни впредь для щетов.
16) Человеку, с тобою живущему, приказано о поведении твоем писать ко мне, следовательно ты не возбраняй ему исполнять поручения моего; в противном случае строго на тебе взыщу.
17) В городе Острове, через который ты поедешь, заезжай к городничему Петру Филипповичу Ластовинову, отдай ему письмо мое и кланяйся от меня, но не долго у него будь, ибо надобно тебе поспешать, чтобы к 1-му числу приехать к своему месту.
18) Кибитку, если можно в сарае на квартире держать, то поставить, а буде сарая не будет, то продать ее, но дешевле ста руб. не отдавать, или в сем деле так поступать, как обстоятельства того требовать будут, ибо собою цены не установишь.
19) Еще подтверждаю, не пропущай ни единой почты, пиши ко мне о всех обстоятельствах, а паче, как ты учиться будешь, то-есть прилежно, или лениво.
Михаил Палицын.
Июля 18-го дня, 1815 г.
NВ. На всякий случай имей в дороге медныя деньги, руб. 5. Вo время дороги, да и везде будь осторожен, дабы не обокрали вас, а для того надобно всякую вещь прибирать и без прибору и без запору не покидай. Всякую вещь записывай в книгу; а куда она после девалась, против ней должно отметить. Денег всех никому не показывай, а имей их где в безопасном месте и прячь их; имей и то во время только дороги не более 20-ти руб.; ежели выйдут, ты опять добавь.
Маршрут с Орла.
На Брянск 138 верст.
» Рославль 148 »
» Смоленск 106 »
» Поручи 74 »
» Велиж 40 »
» Усвят 38 »
» Вел. Луки 79 »
» Бежец 90 »
На Новоржев 55 верст
» Остров 62 »
» Валк 120 »
в Дерпт 81 »
http://www.memoirs.ru/texts/Palizyn_RS94T81N3.htm
Поделиться422-03-2011 20:35:00
Приказ сыну моему Николаю Михайловичу Палицыну.
27-го августа. 1817 года.
Испросил я у Франца Степановича позволение жить тебе у него. а с тем вместе содержать тебя и со слугою, столом и прочим к тому принадлежащим, а при том, чтобы как над упражнениями твоими в науках, так и над поведением имел (равный моему) отеческий и строгий надзор, а в случае ослушания взыскивал бы на тебе без малейшаго упущения, а потому повелеваю тебе отцовскою и непреложною моей властью во все продолжение жизни твоей у него повиноваться ему, как мне, все приказы и наставления его выполнять безмолвно, т. е. без отговорно, ибо честнейшее его свойство, мне давно из опытов известное, на таковую над тобой власть дает ему право, а потому, живши под надзором попечительности его, исполняй нижеследующее:
1 Должен ты вставать от сна ежедневно в 6 часов и в полчаса обуться, одеться в вычищенное платье и обув, помолясь Богу, заняться до половины восьмаго часа, то-есть целый час полезнейшими упражнениями, как-то: немецким и французским переводами, а в 8 часов быть в университете, ибо по близкому разстоянию на проход получаса довольно.
2) Все слушанныя тобою лекции всякий день записывай на-черно в тетрадь, а дома приведи в ясность, впиши в белую чистым письмом; тетрадцы белыя иметь на всякую науку особыя. Вести ежедневный журнал всем встретившимся случаям и упражнениям, хотя бы и не важным, а буде не знаешь, как начать о предметах, то спроси У Гейтца, или Сандунова, то и веди по понятиям их непременно, ибо я в том строгаго отчета потребую.
3) По окончании утренних и вечерних классов приходить домой в свое время, т, е. из утренних в половине перваго, а из вечерних в половине седьмаго, не заходя отнюдь никуда и потом 8-й и 9-й час заниматься музыкой.
4) Как по неизъяснимой лености своей танцовальным классом и в субботу 3-й и 4-й часы ничем не занимаешься; но терять в праздности такое большое время по летам твоим и по предмету будущаго состояния твоего есть предосудительно, то буде изволишь, попроси Франца Степановича приговорить французскаго и немецкаго учителей, у коих по урокам в означенное время учись упомянутым языкам систематически, с крайним прилежанием, а буде собственной охоты к сему учению не будет, то и не учись, ибо без прилежания и охоты учиться не можно, а все то время учись математике во всех ея отношениях; учителя же для сего он же Франц Степанович приищет, или пошли съискать того штаб-капитана А. М... он живет не далеко от Сухаревой башни, идя вниз по трубе на левой стороне в каменном доме на дворе, № 300. Сия наука для всякаго состояния необходима есть, то и coвет мой учиться ей, а впрочем как изволишь.
5) В классы и из классов к сестре и буде уволен будешь гулять, то ходить тебе с слугою, а без слуги никуда не ходи, а в случае болезни его, проси слуги у Франца Степановича.
6) Фрака без необходимой надобности не носить, ибо он сделан для самых редких случаев.
7) Денег собственно тебе я не вверил, не потому, чтобы мне было их жаль, но потому, чтобы ты, управляя ими, не развлекал себя разными идеями от учения, а более всего для сохранения носа твоего и хорошей прононсии, а с деньгами обеи вещи потерять можешь. Но что нужно, требуй от Франца Степановича на самое нужное и не прихотливое, ибо нужно учиться, а щеголять будешь после, когда выучишься и будешь человеком интересным.
8) Над человеком, к служению тебе определенным, не дается тебе ни малейшей власти, не только бить, но и бранить, а в случае неисправности по должности его, относить к Францу Степановичу: писем его, кои велено ему ко мне писать, отнюдь тебе не смотреть и не принуждать его показывать тебе.
9) Я не распространяюсь далее в наставлениях моих, до наук и поведения твоего относящихся, ибо об оных многое множество было тебе говорено, писано в письмах и в наставлениях, тебе данных, кои я уповаю, что твердо укоренились в памяти твоей, то и советую следовать им, полагая, что они откроют тебе к будущей и настоящей жизни твоей настоящее счастие, увеселяющее умнаго человека—а впрочем воля твоя. Буде Тарасу Ильину потребен паспорт, то дай ему по прилагаемой у сего форме. Дается тебе бумага разнаго рода, панготы(?) пакеты и золотобрезной довольное число, кою и употребляй на письменныя упражнения.
Михаил Палицын.
http://www.memoirs.ru/texts/Palizyn_RS94T81N3.htm
Поделиться522-03-2011 20:53:35
Сообщение для Маргарита Пална
Спасибо, Маргарита! Давно такого удовольствия не получала.
Оказывается, Дерпт - это Тарту (из Вики: "Второй по численности населения город Эстонии после Таллина, уездный центр".
Поделиться622-03-2011 21:09:24
Спасиб Маргош! Потрясающее чтиво.