Ценность мехов 100 лет тому назад распределялась
в следующем порядке:
1. горностай,
2. бобер,
3. соболь,
4. куница,
5. морской котик,
6. синяя сибирская лисица,
7. чернобурая лисица,
8. каракуль,
9. тигр,
10. шиншилла,
11. бизон,
12. скунс,
13. хорек,
14. обыкновенная лисица,
15. барсук,
16. медведь,
17. кошка,
18. рысь,
19. шакал,
20. волк,
21. ангорская коза,
22. белка,
23. кролик.
Вот какие рекомендации давались петербургским модницам, покупающим меховые вещи:
"Множество сшитых вместе шкурок горностая с искусно рассеянными кусочками хвостов создают холодное и печальное смешение белого и черного цвета; преобладающая белизна меха требует себе дополнение из золотых, топазовых или бриллиантовых украшений. В обыденной жизни горностай не носит никто, за исключением королей и королев на театральных подмостках, да и то это не настоящий мех, а подделка из кролика, издали ничем не отличающаяяся от горностая. Женщины отказались от горностая, и хорошо сделали, так как он требует белого и розового цвета лица, присущего лишь первой молодости.
Бобровый мех роскошен и выгодно оттеняет цвет лица своим нежным отливом. Соболь в этом отношении соперничает с бобром, на этом матовом и в то же время блестящем мехе кожа женщины в особенности приобретает замечательную нежность и бархатистость.
В последние годы в большой моде мех морского котика, с виду очень похожего на бархат. Несмотря на значитеную дороговизну этого меха, из него делают целые пальто, муфты, шляпы и прочая, хотя, по нашему мнению, гораздо красивее одна опушка. Красивый цвет котика удачно гармонирует с некоторыми бархатными и шелковыми материалами, но в большом куске он тяжел на взгляд, образут слишком много складок для меха и слишком мало для бархата. Отсюда следует, что это ни мех, ни бархат.
Лисица доставляет множество мехов всяких оттенков. Можно сказать, что и после смерти она способна принимать всякие виды для того, чтобы помогать кокетству женщин, подобно лисице, тароватых на хитрости и уловки.
Каракуль хорош только в небольших кусках, в виде опушки пальто, муфты или шапочки. Вообще крупные завитки этого меха без отлива не отличаются особенным изяществом, и цвет каракуля, холодный и нейтральный, напоминает дно чернильницы.
Меха выделываются даже из перьев. Так, лебедь доставляет пух, служащий прелестной отделкой в виде опушки,ослепительной и нежной, подобно снежным хлопьям. Лебяжий пух полон веселости и легкости, приличных лишь смеющейся юности и невозможен на темных, грубых тканях. К нему подходят атлас, шелк и бархат, в крайнем случае тончайший кашемир. Но все эти ткани долны быть веселых, светлых тонов; розоватого, бледно-голубого. Лебяжий пух моно назвать летним мехом, и никто не вздумает носить его зимой как теплую одежду. Гагара, из шкурок которой делают муфты и шапочки, почти вышла из моды, и не без основания, так как ее грязновато-белые перья с серыми и желтоватыми отливами не представляют ничего красивого. К перечисленым мехам, употребляемыми для одежды и украшения, следует добавить еще и мех обезьян, в последнее время удостоившийся фигурировать в числе нарядов петербургских модниц. Особено ценны шкурки черных обезьян, обитавших в Сенегале и Гвинее.
Шкурки зверей кошачьей породы преимущественно употребляются для ковров и экранных покрывал; таковы шкурки львиные, тигровые, леопардовые, пантеровые, медвежьи и прочие. Меховое покрывало в экипаже зимой не только согревает, но и своим цветом оживляет темные материи, составляющие обычно зимний костюм. В этом отношении меха далеко не одинаковы.
Черные меха слишком строги и гармонируют не со всеми тонами, исключение составляет чернобурая лисица, длинный ворс которой придает меху значительную глубину. Но и к этому меху подходят материи только черные, темнозеленые, темнокоричневые и т.д. Белые меха принадлежат юности и хороши только для опушки.. Любые серые меха портят цвет лица, не делая исключения для шишиллы, несмотря на ее ценность.Серый мех снаружи можно носить только в виде муфты, потому что она малых размеров, но вообще из него следует делать внутренние подбивки одежды, так, чтобы их не было видно".
А вот и самые ценные советы от парижского модельера господина Прево. В своей книге "Искусство одеваться" в 1892 году он писал: "Мы помним время, когда женщины носили меховые пелерины, доходящие до бедер и даже ниже. Мода эта, выгодная для худощавых, оказалась сильно в ущерб полным женщинам, рисковавших надеть такие пелерины. Теперь длинные меховые пальто делают преимущественно из котика или других легких мехов, не производящих такого впечатления полноты.
Господствующая мода у мужчин состоит в отделке одежды мехом только на воротнике и рукавах. Воротник, но не безобразно высокий, превосходно выделяет цвет лица, точно также как опушенные мехом рукава, благодаря их пышности и тону, придают руке белизну и уменьшают ее размеры. Что касается мужчин, то меховой воротник и отвороты, доходящие до низа пальто, увеличивают их рост и полноту. Это очевидно выгодно для стройных, худощавых людей и очень невыгодно для толстяков.
С точки зрения изящества не должно надевать меховые перчатки, в которых даже самая маленькая рука представляется слоновой лапой.
При этом считается необходимым предупредить наших читательниц, чтобы они как чумы избегали отвратительных боа, обернутых вокруг шеи. Соболье и всякое другое боа одинаково толстят и подпирают шею, уничтожая всякое изящество.
Котиковые шляпы требуют большой осмотрительности относительно фасона. Широкополая, большая шляпа некрасива и массивна. Единственно годный для этого меха фасон - это маленький ток, отделанный золотыми торсадами, гармонирующий с горячими тонами котика."
Эти советы пригодились тогдашним модникам, но, пожалуй, один из них пригодится и нам: "Коричневые меха, с их множеством оттенков, впадающих в желтый, красный и рыжый цвета, по нашему мнению, одни только действительно украшают носящих их, в особенности меха с длинным шелковистым ворсом, как, например, соболь и бобер".
По материалам ИД "Мягкое Золото"