Екатерина Савинова.
Имя артистки Екатерины Савиновой в российском кинематографе прочно ассоциируется с одной ролью - ролью Фроси Бурлаковой из кинофильма "Приходите завтра". Это классика кино. Чудная провинциальная девчонка, метающая стать певицей, с великолепным голосом, поражающим и действующих лиц фильма и зрителей. Сегодня мы привыкли, что на экране играет одна актриса, озвучивает ее другая, а трюки исполняет еще кто-то третий... Голос, звучащий с экрана в фильме "Приходите завтра" - это голос самой артистки, которая могла бы стать звездой Большого театра... русский самородок, и как всякий талант на Руси, этот самородок имел нелегкую жизнь... Не менее известны и другие фильмы с участием Екатерины Савиновой: "Кубанские казаки", "Ко мне, Мухтар", "Женитьба Бальзаминова", "Зигзаг удачи". Всего же артистка сыграла в 22 кинокартинах.
Родилась Екатерина Савинова 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края, кроме нее у родителей было еще 3 детей. Савиновы любили петь, были желанными на любом празднике. Она пела в школьном хоре, играла в драматическом кружке. Но началась война. Брат Кати, военный врач, ушел на фронт, вскоре умер отец. После школы Екатерина Федоровна поехала в Москву, учиться на артистку.
Как и в фильме опоздала к экзаменам, проучилась полгода в Землеустроительном институте, потом поступила во ВГИК, но через полгода была отчислена. Руководитель курса Василий Ванин объяснил это тем, что она хорошая актриса для театра, но не для кино. Но Савинова не сдавалась. И позже поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трех тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. Среди них Вячеслав Тихонов, Евгений Ташков, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. И именно Бибиков позже говорил, что в своей жизни встречал только двух людей, так беззаветно преданных искусству – это Станиславский и Савинова. Быть может, смелое заявление, есть масса отечественных актеров, достойных такого определения, но тот факт, что Екатерина Савинова была самородком и отдавала себя актерству на все сто процентов – неоспорим.
Над ее простотой и доверчивостью подшучивали студенты: "Катя, позвони, узнай, сколько времени". Она набирала номер, слушала автоответчик и говорила: "Что же это такое! Бросают трубку! Не успеваю сказать "спасибо!". Но училась она истово. Ее первая работа – роль в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки". В это время Е. Савинова еще училась во ВГИКе. Ей было 23 года. Жизнерадостная, улыбчивая, с пухленькими как у хомячка щечками с ямочками. Тогда ей, наверное, казалось, что все большие роли впереди, жизнь только начиналась.
После Савинова снималась каждый год, но роли ей предлагали опять второстепенные, эпизодические. "Алёша Птицын вырабатывает характер", "Чук и Гек", "Большая семья", "Медовый месяц" - кто сейчас вспомнит, кого в этих фильмах играла Савинова? Екатерина Савинова сама придумывала свои роли, помогала режиссерам своими находками, жизненными наблюдениями. Она обладала уникальным талантом – замечать и запоминать увиденные жизненные ситуации. Она очень переживала, потому что чувствовала невостребованность, не понимала, как режиссеры не могут разглядеть ее актерского диапазона, под нее нужно было писать большие, характерные роли, а она довольствовалась ролями продавщиц, кассирш, соседских девчонок. Поговаривали, что виной всему был гнев Ивана Пырьева, который, будучи поклонником юных актрис и человеком всесильным, дал негласный запрет на съемки Савиновой – та якобы публично дала режиссеру пощечину за попытку приударить за ней. Пырьев в те годы обладает реальной властью, он глава "Мосфильма" и председатель оргкомитета Союза кинематографистов СССР. Ходил и другой слух: что этот запрет дал некий чиновник, тоже положивший глаз на актрису. Так или иначе, Савинова долгое время не получала интересных ролей.
Обладая многогранным редким талантом, удивительным голосом, она все-таки ждала ролей в кино и не променяла мечту о киноискусстве на карьеру оперной или эстрадной певицы. В отсутствии предложений от режиссеров, она поступит в институт имени Гнесиных и закончит его с отличием. Такой студентки в Гнесинке еще не было - диапазон три с половиной октавы! Ее называли "нашей Имой Сумак", спорили - какой у нее голос: контральто? меццосопрано? лирическое сопрано? драматическое?Еще во время учебы она получит два предложения – выступление на сцене Большого театра и поездки по стране с оркестром. Она откажется…
Муж, режиссер Евгений Ташков, у которого вся эта ситуация вызывала ярый протест, придумал для жены фильм «Приходите завтра». Далеко ходить не стал: взял за основу настоящую историю Савиновой, сочинил эдакую Фросю Бурлакову и приступил к съемкам. Роль профессора в картине предложили ее настоящему педагогу – Бибикову. Актрисе было 36 лет. Несмотря на трудную предпрокатную судьбу, фильм имел колоссальный успех. Роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. И мало кто знает, что в фильме Катя озвучивала не только главную героиню, но и домработницу.
Они работали без устали, первый месяц съемок - без перерывов. Катя трудилась на пределе нервного истощения. И слегла… Врачи долго не могли поставить диагноз. Психическое расстройство? Шизофрения? Один из профессоров считал, что такие расстройства вызываются инфекцией, и нашел у Савиновой бруцеллез - заболевание, поражающее нервную систему. Съемки остановили на год.
Она нашла в себе силы вернуться к работе. Когда было отснято 800 метров, из Москвы приехала комиссия и вынесла вердикт: "Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!" Однако денег было затрачено немало и удалось получить разрешение на продолжение съемок. Уже готовую картину хотели запретить, Ташкова обвинили в том, что он выступает против соцреализма. Почему скульптор (его блестяще сыграл Анатолий Папанов) разбивает статую, сделанные именно в этом стиле?! И что это за статуя? Почему этого скульптора зовут Николаем Васильевичем, как и "официального", признанного властью скульптора Томского?
Ровно 9 месяцев актриса ходила по врачам, периодически ложилась в больницу, в перерывах пыталась сниматься в кино и ездить с мужем на гастроли. В 1964-м она снялась еще в одном знаковом для себя фильме «Женитьба Бальзаминова», где сыграла настоящую характерную роль – служанки Матрены. А тем временем болезнь дала осложнение на мозг, Савинова не могла и не хотела быть обузой для близких. Она сыграла еще в четырех фильмах очередные эпизоды, после чего в 1970-м вдруг отправилась к сестре в Новосибирск и там, написав предварительно письма мужу и сыну, бросилась под поезд. Ей было всего 43 года. Разные люди называли потом три места гибели актрисы. Одни говорили, что она бросилась под трамвай на кольце у оперного театра, другие утверждали - под поезд на закрытом ныне железнодорожном перегоне в районе улицы Семьи Шамшиных, третьи уверяли, что это произошло на вокзале "Новосибирск-Главный"..