Пэлем Грэнвил Вудхауз.
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/200px-pgwodehouse.jpg
1881 - 1975

Внимательный читатель, конечно, заметил, что рассказы  мои, в сущности,  - юмористические;  и теперь  самое  время предложить  ему  очерк о  юморе, который просто обязан рано или поздно написать каждый член нашей гильдии.
     В XVI веке "юмор" определяли как "смущение в крови" и, хотя делали это, скорей  всего, из вредности,  не  так  уж  ошибались. Правда,  я  бы  сказал "смещение". Чтобы стать  юмористом,  надо видеть  мир  не в фокусе,  другими
словами  -  страдать  небольшим  косоглазием.  Тем   самым,  вы  относитесь несерьезно к  очень важным  установлениям, а люди хотят в  них верить и тоже смотрят на вас  искоса. Статистика говорит  нам, что 87,03%  косых  взглядов обращены на юмористов. Солидный человек все  время боится, как бы мы чего не выкинули,  словно  нянька, чей питомец проявляет склонность к  преступности.
Возникает та напряженная  неловкость, какая царила  в замке, когда  по  нему бродили шуты. Полагалось  их  как-то использовать,  но  особой любви они  не вызывали.
     - И что он порет? - шептал жене король или, скажем, граф. - А ты еще его подначиваешь! Вот, утром, с этими воронами...
     - Я просто спросила, сколько ворон  уместится  в  жилете  бакалейщика. Так, для разговора.
     - А что  вышло?  Звякая,  как ксилофон, он покрякал  -  ненавижу  эту манеру! - и ответил: "С утра - добрая дюжина,  а  если  светит  Сириус  - поменьше, роса вредна при цинге". Ну, что это такое?
     - Это юмор.
     - Кто тебе сказал?.
     - Шекспир.
     - Какой еще Шекспир?
     - Ладно, Джордж, успокойся.
     - В жизни не слышал ни про каких Шекспиров!
     - Хорошо, хорошо. Неважно.
     - В  общем, ты  ему скажи,  чтобы он  ко мне  не лез.  А если еще  раз треснет этим поганым пузырем, я за себя не отвечаю.
     Юмористы чаше всего  -  люди мрачные. Причина в  том,  что они ощущают себя  изгоями  или,  скажем  так,  экземой  на теле общества.  Интеллектуалы презирают  их,  критики  -  кое-как  терпят,  ставя  вне  литературы.  Люди
серьезны, и на писателя, не принимающего их всерьез, смотрят с подозрением.
     - Вам все шуточки, а Рим-то горит! - укоризненно замечают они.
     Лучше бы жалеть юмористов, лелеять, они ведь очень  ранимы. Огорчить вы их  можете  в одну секунду, спросив:  "Что  тут смешного?", а если  все-таки засмеялись - сказав, что они  в  конце концов "просто юмористы". Слова  эти бьют их наповал.  Засунув  руки в карманы, выпятив  губу,  они поддают ногой камешки, сопоставляя свою участь с участью бродячей собаки.
     Вот почему в наше серое время трудно найти смешной рассказ, не говоря о пьесах.  Драматурги  соревнуются  в  мрачности.  Поскольку  десять  пьес  из двенадцати с треском проваливаются, можно  предположить,  что  они не правы.
Если бы, поступившись весом и важностью, они стали помягче и повеселей, всем было  бы  лучше.  Нет, я не против кровосмешений и безумия, но всему - своя мера. Смех тоже не повредит.
     В театре давно  уже  не смеются.  Там  слышишь только тихий,  свистящий звук, который издают встающие дыбом волосы, да резкое кряканье, когда актеры произнесут одно из  тех коротких слов,  какие прежде употребляли  в  кабаках низшего пошиба. Вспомнить смешно, что, когда слово "черт" впервые прозвучало на Нью-йоркской  сцене (если не ошибаюсь,  в пьесе Клайда  Фитча), поднялось Бог знает что, вызвали полицию, а может - и войска.
     Конечно,  переход  будет медленным и нелегким. Поначалу, услышав  смех, зрители решат, что  кому-то стало плохо,  и зашепчутся: "Врача,  врача!"  Но понемногу привыкнут, и  мы  снова ощутим в зале  не  похоронную атмосферу, а что-то более приятное.
     Самый  печальный  юмор в наши дни,  я  думаю, русский. Чего вы  хотите? Когда живешь в  стране,  где  всю зиму надо тереть  снегом  посиневший  нос, особенно не разрезвишься, даже при помощи водки.
     Хрущева, по-видимому,  считали  заправским  шутником  (тот,  кто так не считал,  живя  при этом в Москве,  таил  свои чувства), но ограничивался  он эйзенхауэровской шуткой о гольфе и русскими поговорками. Если  есть на свете
что-то безрадостней русской поговорки, прошу мне об этом сказать. "У нас, - сообщал он  своим соратникам, -- говорят:  курица переходит дорогу,  а умный человек  боится  разбойников".  Тут  лицо  его   трескалось  поперек,  глаза исчезали, как устрицы, когда их тушат, - и соратники догадывались, что если на секунду запоздают со смехом,  следующая  их работа будет в Сибири.  Может быть,  придет  время,  когда Россия обратится к историям о муже и жене или о двух ирландцах на Бродвее, но я в этом не уверен.
     Перечитал и заметил,  что,  по забывчивости,  так  и не определил,  что такое  юмор.  (Авторы  и  лекторы  вечно  спрашивают:  "Почему  мы смеемся?" Хорошенький у них будет вид!) Итак, определить я забыл. Лучше  приведу слова
из книги д-ра Эдмунда Берглера "Чувство юмора".
     Вот, пожалуйста: "Смех - защита против  защиты.  Обеими  реакциями  мы обязаны неосознанному эго. Жесткость суперэго снимается тем, что мы обращаем кару в удовольствие. Суперэго упрекает эго и за такую подмену, а эго создает новую защиту, образуя тем самым триаду, в которую входит смех".
     То есть как -  непонятно? Ну, знаете! Молодец, Эдмунд. Так и  держи, и не дай тебе Бог засмеяться.

источник

Обожаю его Дживса с Вустером. Пробую найти в электронных библиотеках пока не получается.