Вот, например, как описывается в сказках Баба Яга:
"Взошел Иван-царевич в избушку и видит: на печи, на девятом кирпичи лежит Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюк намотаны, сама зубы точит"
"В одном приходе не было попа. Собрались миряне попа выбирать. Выбирают из мужиков, а тут пришел мужичок Пахом. Все миряне:
- Ну, Пахом, быть тебе попом!
- Ну что же? Быть так быть! [...]Вот поп пришел в церковь. Вошел в алтарь, надел ризы. Вышел из царских ворот и говорит:
- Слушайте, - говорит, - миряне! За что поп, за то и приход!
- Слушаем, батюшко!Сторож подает ему кадило, угольев много, так кадило и горит. Взял поп кадило и начал махать. Махал, махал, у него уголье каленое выскочило из кадила да прямо в голенище. Ногами поп пошел стучать. Он топчет, и миряне все топчут ногами.
Уголь дальше забирается. Ничего ему не сделать, хлоп наземь, ноги кверху и лягает ногами. И все миряне хлопнулись на пол, ноги кверху, и все залягались.
Один мужичок вышел из церкви, а другой идет в церковь, и спрашивает его:
- Али уж отошла служба?
- Нет, не отошла! Топаньё-то отошло, а теперь - ляганьё!"
"Бежала лиса по лесу увидала на дереве тетерева и говорит ему:
- Я в городе была, указ добыла - теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот это хорошо, - говорит тетерев, - а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
- Ну, мне пора, а то, может быть, собаки указа еще не слыхали".
"Умер муж, жена ну голосить:
- Муженек мой, родименький, ты ж, бывало, вспашешь поле и посеешь огурцов, арбузов и дынь...Дынь, дынь, дынь!.
И как дошло дело до этих "дынь", всплеснула руками и давай по хате танцевать"
Сказка стала гармоничным продолжением земледельческих традиций. В ней проявилось все многообразие культурных народных форм. Сказка выполняла как воспитательную функцию с самого детства ребенка, помогала войти человеку в круг норм и общественных порядков, гармонично развиваться в окружающей среде.
Огромную роль в выполнении этих задач играл смех, смеховая культура и обряды. На основании рассмотренных примеров можно сделать вывод о существовании нескольких форм смеховых традиций в фольклоре, в частности, в сказке.
Во-первых, это древняя обрядовая форма отношения к смеху, как к рождающему началу, живительной силе земли, которая проявлялась в сказках.
Во-вторых, это неправильное понимание архаичных обрядов и персонажей, что вело к их изображению в сказках в комическом виде, будь то самостоятельный процесс или под воздействием внешних факторов.
В-третьих, это специальная воспитательная и адаптирующая роль смеха в поучительных сказках, психологическая функция смеха.
В-пятых, социальная, высмеивающая функция смеха в сказках. Ее объектом становились социальные пороки, недостатки государственных институтов, социального устройства.
В-шестых, "патриотическая" роль смеха в былинах, высмеиванием уничтожавшая врагов и доброй насмешкой побуждающая добрых героев, богатырей к действию и к победе.
Можно сделать вывод о необходимости дальнейшего, более глубокого исследования смеховых традиций на основе современных подходов к изучению общественного сознания и при детальном анализе мифологических и традиционных установок народа.