Деревенька Норвегино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Изба читальня » Любимый Акунин


Любимый Акунин

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Свечное сало и пушечное мясо (Из файла «Привычки милой старины»)

Эпоха императора Наполеона считается временем романтическим. Исторические романы и фильмы, стихи про кавалергардов, чей век недолог, и про очаровательных франтов, чьи широкие шинели напоминали паруса, Андрей Болконский с веселым маршалом Неем и графиня Валевска с мадам Ленорман, а пуще всего волшебная сказка о маленьком артиллерийском  поручике морочат всем нам голову вот уже несколько поколений.
            Ослепительный взлет Корсиканца достиг высшей точки в 1810 году, когда вся континентальная Европа была ему подвластна, монархи считали честью состоять в его свите, а самый высокородный из них, император австрийский, отдал за выскочку свою юную и нежную дочь Марию-Луизу. Сияние этой свадьбы озарило своими огнями не только Париж, но и весь мир.

http://savepic.ru/2434763.jpg

Та самая иллюминация

http://savepic.ru/2438859.jpg

Кое-что пикантное об этих дивных огнях сообщает медицинский журнал “Lancette” столетней давности.  Тайна, на целый век  закупоренная в судебных архивах города Парижа, раскрылась, когда все, кто мог ей ужаснуться, давно умерли.
            Оказывается, знаменитая иллюминация, залившая светом Париж по случаю августейшей свадьбы Наполеона Первого, была несколько людоедского свойства.
            Некий служитель анатомического кабинета при медицинской школе (туда свозились невостребованные трупы из всех госпиталей) долгое время приторговывал человеческим жиром. Поскольку, как пишет журнал, человеческое сало «недостаточно плотное и жидковатое», экспериментатор смешивал его со свиным и бараньим. Получался неплохой смазочный материал, а свечной так просто отменный. Свечное сало для той эпохи было таким же ходовым и жизненно необходимым товаром, как сегодня электричество.
            Следствие, произведенное в 1813 году, с ужасом установило, что светильниками именно из этого сырья в вечер свадьбы были иллюминированы Люксембургский дворец, берег Сены и правительственные здания. Полиция так напугалась своего открытия, что засекретила данные. Семь тонн арестованного товара были тайно вывезены и зарыты за городской чертой.
           А по-моему, зря они это. Получилось очень складно: главный поставщик пушечного мяса рассекал да зажигал при свете человеческого сала.

тут

Отредактировано Kulema (12-04-2011 14:48:39)

0

2

Kulema написал(а):

человеческого сала.

Ужас!!! http://www.kolobok.us/smiles/standart/swoon.gif

0

3

«Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре» © В.И.Ленин

Наш русский «доктор Джекилл» – не человек, а мечта: умом устремлен к звездам, душой – к людям, да еще великодушен и немелочен. С примерами хоть из литературы, хоть из жизни проблем у вас, я думаю, не возникнет. Кто из  соотечественников, по-вашему, именно таков?
            Наш русский «мистер Хайд» - пьяноватая и безответственная скотина, трусящая начальства и попеременно одолеваемая то комлексом неполноценности, то комплексом превосходства.

Итоги русскости...

0

4

Думаю, что многие, подобно мне, понимающе усмехались, читая, как Лиля Брик откликнулась на солженицынский рассказ о чекистских палачах: "Боже мой! А ведь для нас тогда чекисты были - святые люди!"
            Надо же, цаца какая, должно быть, подумали вы. Чекистов она, видите ли, святыми считала. Врет и не краснеет, старая бесстыдница.
            Ладно. Лиля Брик мучила бедного Маяковского, много о себе понимала и обладала кошачьей живучестью. За это мы ее дружно не любим, доверия ей никакого нет.
            Но вот натыкаюсь в дневниках Дмитрия Фурманова на любопытный пассаж. Пролетарский литератор записывает впечатления от разговора с Бабелем: 
            «…Потом говорил, что хочет писать большую повесть про ЧК.
            - Только не знаю, справлюсь ли – очень уж я однобоко думаю о ЧК. И это оттого, что чекисты, которых знаю, ну… ну, просто святые люди, даже те, что собственноручно расстреливали… И опасаюсь, не получилось бы приторно. А другой стороны не знаю».
            Бабель не Лиля Брик. Бабеля мы любим. Он написал одесские рассказы и был репрессирован. Чего это он тоже запел про «святых людей»?
            Оно конечно, Исаак Эммануилович был человек хитрый и даже циничный.
           

Не удержусь, уклонюсь от темы – приведу еще одну цитатку из  дневника Фурманова. Как Бабель вешал лапшу на уши доверчивому литначальнику, трогательно лелеевшему свое скромное дарование.
            Фурманов пишет: «Это золотые россыпи, - заявил он мне. – «Чапаев» у меня настольная книга. Я искренне считаю, что из гражданской войны ничего подобного еще не было. И нет. \...\ Вы сделали, можно сказать, литературную глупость: открыли свою сокровищницу всем, кому охота, сказали щедро: бери! Это роскошество. Так нельзя». Свой рассказ простодушный Фурманов заключает словами: «Простились с Б. радушно. Видимо, установятся хорошие отношения. Он пока что очень мне по сердцу».

[myimg]http://www.olmamedia.ru/files/fur-bab.jpg|[/myimg]

Такие лица у обоих, вероятно, и были во время этого разговора

            Мог, конечно, Бабель правоверному большевику и про чекистов на голубом глазу подсюсюкнуть. Смущает термин, точь-в-точь повторенный Лилей Брик сорок лет спустя. Похоже, что в кругу этих ярких, злоязыких и, мягко говоря, неглупых людей подобное определение было в ходу. Не думаю, что в ироническом контексте, и вряд ли из страха перед стукачами. Времена (середина двадцатых) были пока еще относительно нестрашные. Мне кажется, что Бабель и вообще литбратия действительно считали чекистов святыми.
            Ужасом и восхищением пронизан рассказ Бабеля «Фроим Грач». Там, кто не помнит, описано, как 23-летний рыцарь революции Симен, председатель одесской ЧК, в минуту, безо всякого разбирательства, поставил к стенке легендарного налетчика, пришедшего к нему просто «поговорить по-человечески». Во втором чекисте, следователе Боровом, легко угадывается сам автор. Этот маленький рассказ многое объясняет и про «святость», и про  пиетет по отношению к чекистам.

[myimg]http://www.olmamedia.ru/files/pamyatnik.jpg|[/myimg]

Справа – ЧК, где «вывели в расход» одесскую легенду

            Симен говорит потрясенному расправой Боровому: «Ответь мне как чекист, ответь  мне  как революционер - зачем нужен этот человек в будущем обществе?» «Не знаю, - Боровой  не  двигался  и  смотрел  прямо  перед  собой,  - наверное, не нужен...»
            Но самое страшное, на мой взгляд, не это, а следующие два предложения, которыми заканчивается рассказ:
            «Он [Боровой] сделал усилие и прогнал от себя воспоминания. Потом, оживившись,  он снова начал рассказывать чекистам, приехавшим из Москвы,  о  жизни  Фройма Грача, об изворотливости его, неуловимости, о презрении  к  ближнему,  все эти удивительные истории, отошедшие в прошлое...»
            В этом для меня весь Бабель: «потом, оживившись»…
   Бог с ним, с несчастным Бабелем. Во-первых, он дорого заплатил за свою очарованность стальными людьми, а во-вторых, мой пост не про литераторов, а про «святых чекистов».
            Тут всё очень непросто. Мы можем сколько угодно потешаться над советскими фильмами про гражданскую войну, ненавидеть картавых ильичей и железных феликсов, но что правда, то правда: большевики первых лет революции, во всяком случае многие из них, были бессеребренниками и аскетами, безжалостными не только к врагам, но и к себе.  Если б они думали о собственном брюхе, то не удержали бы власть и не победили бы своих опытных и мужественных противников. Победить в гражданской войне возможно, только если за тобой идет народ. А народ в час испытаний идет лишь за теми, кто вызывает уважительное изумление абсолютной верой, бесстрашием,  самоотверженностью: за пророками, подвижниками и святыми.

[myimg]http://www.olmamedia.ru/files/s-dzerzhinskim.jpg|[/myimg]

Вот они, «святые люди» Лили Юрьевны и Исаака Эммануиловича

            И я стал думать, что, поскольку мироустройство дихотомично и на всякий Ян сыщется свой Инь, в черной половине бытия тоже должна иметься своя агио-иерархия. У Дьявола (если вас раздражает мистицизм – у Зла) обязательно есть собственные святые разного ранга. Они обладают тем же набором замечательных качеств, что и святые Добра: бескорыстны, несгибаемы, с пламенем на устах и пылающим углем в груди. Они столь же сильно воздействуют на умы и души - в особенности художнические, потому что люди  искусства падки на демоническое и фактурный Воланд их завораживает больше, чем тихий Иешуа.
            Святыми Зла, вероятно, были Друг Народа Марат и Неподкупный Робеспьер, которые во имя великой идеи Свободы-Равенства-Братства истребили тысячи несознательных соотечественников. Из той же породы, мне кажется, и Дзержинский. По свидетельству встречавшихся с ним людей он был чрезвычайно скромен в обиходе, безжалостен к себе, отнюдь не жесток, но то, что творила его Чрезвычайка во имя светлого будущего, не поддается описанию.

[myimg]http://www.olmamedia.ru/files/rycar.jpg|[/myimg]

Рыцарь революции

[myimg]http://www.olmamedia.ru/files/trupy.jpg|[/myimg]

И рыцарственное обхождение с «классово чуждыми» дамами
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Kt019.jpg   

            В ЧК ленинского периода (и, шире, в партии) деятелей, подобных Дзержинскому и бабелевскому товарищу Симену, было много. Их электричество заставило содрогнуться весь мир, породило не только новые формы диктатуры, но и новые формы искусства, чуткого ко всякой сильной энергетике.
            Потом, конечно, на смену «святым людям» пришла прагматическая и цепкая генерация сталиноидов. Этим заканчивается всякая революция. Я могу точно назвать дату, когда время большевистского аскетизма официально завершилось: 9 февраля 1932 года секретным постановлением Политбюро был отменен «партмаксимум», мешавший советскому чиновничеству радоваться жизни. Всё встало на свои места. Зло стало довольствоваться услугами несвятых порученцев, которые в конце концов разменяли большевистский драйв на партзарплаты «в конвертах», персональные пайки и спецдачи.
            Святые рыцари Зла, впрочем, в мире не перевелись. Просто они сменили одни доспехи на другие. Именно к этой категории относятся современные террористы:  фанатики, которые во имя  Идеи (не имеет значения, какой именно) взрывают себя вместе с ни в чем не повинными людьми.
            Святые от Дьявола – это подвижники Идеи, которая больше человека. Вот признак, по которому  безошибочно определяется черный цвет нимба.
            У святого со стороны Добра никакая, даже самая распрекрасная идея не может быть больше человека. И никогда святой от Добра не пожертвует ради Идеи жизнью другого – только своей собственной.

Святые люди

Отредактировано Kulema (10-05-2011 23:00:35)

0

5

Я всегда считал повесть Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» плодом писательского воображения, фантастической притчей на вечную тему  двуединости человеческой души, в которой не стоит сегрегировать Зло от Добра.
     Оказывается, ничего подобного.
     В доме, где рос Роберт Стивенсон, имелась мебель, в свое время сделанная краснодеревщиком Уильямом Броди. Это имя не могло не интриговать маленького эдинбуржца. «Декан Броди» (1741 – 1788?) считался и до сих пор считается местной знаменитостью.

http://savepic.org/2238790.jpg
Вот Броди перед пабом своего имени

      Броди являлся одним из столпов городского общества. Он был не только деканом своей ремесленной гильдии (будем считать - профсоюзным лидером), но еще и депутатом горсовета, членом привилегированного джентльменского клуба и прочая, и прочая.
     Однако по ночам почтенный декан вел совсем другую жизнь. Его фирма занималась изготовлением не только мебели, но и всякого рода замков. В дневное время Броди конструировал ключи, а под покровом тьмы без труда открывал запоры своего собственного производства и забирал ценности из дома заказчика – не сразу, конечно, а по истечение значительного времени, чтоб не вызвать подозрений. Преступник действовал так аккуратно и осторожно, что никто не догадывался о его второй жизни целых восемнадцать лет. В конце концов злодея выдал один из подручных, случайно попавший в руки полиции. Броди бежал на континент, скрывался, но его отыскали, доставили обратно и повесили.

http://savepic.org/2232646.jpg
Сводку теленовостей в те времена заменял лубок:
«Джентльмен-взломщик за решеткой!»

     Воров в Британии хватало, среди них иногда попадались и джентльмены, но это всё были люди разорившиеся и опустившиеся. Броди же был человеком весьма обеспеченным. Ни современники, ни потомки не могли разгадать загадку: зачем он стал взломщиком? К чему было столько лет рисковать? Ради чего?
     Про декана Броди известно, что к своим дополнительным доходам он относился так, будто они жгли ему руки: просаживал  лишние деньги в кости и карты, да еще, кажется, щедро жертвовал на благотворительность.
     Вот и Стивенсон в детстве, видимо, тоже ломал голову над тайной мистера Броди, а когда вырос и стал писателем, сочинил повесть о человеке, страдающем раздвоением личности.
     Это потому что во времена Стивенсона еще не знали терминов «адреналиновый маньяк» и «латентная социопатия». На свете полным-полно мирных представителей миддл-класса, которым ужасно не хватает приключений. Другое распространенное явление – когда приличные в повседневном общении люди испытывают жгучую потребность устроить какое-нибудь безобразие, но держат себя в руках, потому что опасаются последствий.
     Декан Броди, вероятно, был подвержен обеим этим психическим аномалиям. Если б в те времена существовал стритрейсинг или хотя бы пейнтбол, обошлось бы без виселицы. А свои социопатические порывы Броди мог бы гасить в ЖЖ. Зарегистрировал бы несколько аккаунтов под инфернальными никами, да ходил бы троллить и хамить в комментах по чужим блогам. У нас в блогосфере таких «мистеров хайдов» вагон и большая тележка.
     Но я еще не рассказал самое интересное: о казни эдинбургского оборотня.
     Вешали декана Броди на весьма добротной виселице, которую он сам же в свое время изготовил по казенному заказу.
     Умирать мастер золотые руки не собирался и проявил смекалку. Во-первых, надел стальной ошейник. Во-вторых, дал взятку палачу, чтоб тот закрепил петлю правильно. В-третьих, предупредил друзей, что на отпевание его принесут не вполне мертвым. Ну и в-четвертых (вот настоящий перфекционизм), еще вставил себе в горло серебряную дыхательную трубку на случай, если с ошейником что-то не заладится.
     И ведь как в воду смотрел. Палач оказался вдвойне негодяем: приговоренного вздернули с обнаженной шеей. Когда же друзья попытались оживить висельника, ничего не получилось. Дыхательная трубка тоже не помогла.
     Это по одной версии.
     А по другой, друзья все-таки вернули декана к жизни, он уехал из Англии, и его потом видели в Париже живехоньким.
     Жалко, я не смотрел фильм «Декан Броди» и не знаю, какую концовку предпочел сценарист.

http://savepic.ru/3090489.jpg
Интересно: повесили его киношники или нет?

     На его месте я обязательно сочинил бы эффектную сцену с оживающим покойником, у которого изо рта – ах, какой сюрприз! – вылезает серебряная трубка. А потом Броди и его аморальная, но любящая подруга плывут под парусами через Ла-Манш, навстречу восходящему солнцу и финальным титрам.
     Видел кто-нибудь кино? Чем там у них кончается?
тут

Отредактировано Kulema (06-09-2011 12:52:44)

0

6

На этот раз более или менее длинных ответов получилось три. Выношу их сюда. На остальные вопросы отвечаю коротко, прямо в почтовом ящике.

unkleanton
Уважаемый Григорий Шалвович, прочитал Ваш пост к годовщине путча, потыкал в кнопки голосования и решился на вопрос. Мне 21 год, так что во время этих событий я ползал по военной общаге и просил кефиру. У меня нет личного опыта жизни в СССР. Все слышал: и про империю зла, и про колбасу по талонам, и про ГУЛаг, и про джинсов-нигде-не-достать. И Мандельштама искренне жаль. Вот только иногда кажется, что это был полдень моей страны: первый спутник, лунная программа (пусть и неудачная), успехи промышленности, авиация и флот, полет Гагарина (самое трогательное для меня событие новейшей истории). А сейчас мы живем ради нового дивидиплеера.
Стоит ли радоваться провалу путча? Не променяли ли мы что-то очень важное на пирожок с ливером?
Не подумайте - я не оголтелый юный сталинист, не леворадикал и вообще очень далек от политики. Просто не могу ответить для себя на этот вопрос.
С уважением, Антон, Москва.

     Знаете, Антон, СССР, в котором я родился и прожил первые 35 лет моей жизни, не казался мне «империей зла». Во всяком случае, в мои времена Советский Союз ею уже не был. Это была империя смертельной скуки, вязкой, как болото. Всякое действие, даже самое обыденное вроде похода к врачу или в прачечную, покупки сыра или железнодорожного билета, приобретения штанов или пылесоса, давалось с невероятным усилием. Двести пятьдесят миллионов человек тратили свою жизнь, нервы, мозги, эмоции на всякую ерунду, о которой сегодня Вы и не задумаетесь. Вроде бы я вырос в той среде и не знал никакой другой, но постоянно ощущал унизительность этого существования. Кто-то решал за меня, какие книги мне можно и нельзя читать, какие фильмы смотреть, какую музыку слушать.
     В первый раз съездив за границу (это было невероятное, почти сказочное для тех времен событие), я просто испугался, когда вновь увидел свою родину. Мне показалось, что я попал из цветного кино в черно-белое. Или вдруг что-то случилось со зрением. Куда ни посмотришь – всё серо-коричневое, блеклое, тусклое. И лица у всех такие, как будто в стране повальная эпидемия зубной боли. Мне было едва за двадцать, но я не строил планов на будущее. В Советском Союзе это было неинтересно. 
     Так что дело совсем не в «пирожке с ливером».

     Второй вопрос задают сразу несколько человек. В самой лаконичной формулировке он выглядит так:

anna_ism
ГШ, что за история с предложением Вам вступить в "Правое дело" и Вашим отказом? Если можете рассказать - когда предлагали и как мотивировали, почему Вы отказались?

     Начну с того, что никто мне в эту партию вступить не предлагал. Журналисты это придумали или же кто-то ввел их в заблуждение. С Михаилом Прохоровым я не знаком, никогда с ним не встречался, не разговаривал.
     Конечно, в партию, спущенную сверху, я бы не пошел. Ну так ведь я бы и вообще ни в какую партию не пошел. Писатель – как жираф, гуляет в одиночку.
     Не знаю, чем мирный олигарх так перепугал кремлевских стратегов. Я-то думаю, что прохоровская партия даже при десяти Ройзманах никакой опасности для них не представляла и в парламент все равно бы не прошла. Очень уж не по уму там всё делалось. У меня давным-давно был рассказ «Дары Лимузины» - про то, как добрая фея является к двум самым нелюбимым политикам тогдашней России, Борису Березовскому и Егору Гайдару, и из жалости дает каждому совет: что нужно сделать, чтоб все его полюбили и за него проголосовали. Думаю, что и Михаилу Прохорову визит Лимузины пошел бы на пользу. Фея дала бы ему пару базовых рекомендаций, а то там всё как-то криво начиналось и совсем уж бездарно закончилось.
     Написать что ли для серии «Жанры» какой-нибудь «Политтехнологический роман»? Нет, не буду. Получится примитив. 

Ну а третий вопрос я задал себе сам, потому что момент исторический и требует осмысления. Сам же на этот вопрос и отвечаю. А  что думаете вы?

borisakunin
Владимир Путин объявил, что теперь будет править страной не из кустов, а в открытую. Изменилось ли в связи с этим что-нибудь  и что с нами будет дальше?

Думаю, что изменилось очень многое. После 24 сентября 2011 года Россия обречена превратиться из страны с авторитарным управлением (каковою она является уже двенадцатый год) в страну с режимом пожизненной личной диктатуры.
Удивительней всего, с какой зевотой отнеслось российское народонаселение к этому водораздельному событию нашей истории.
Но ничего. Времени осознать случившееся теперь будет много: долгие годы, а то и десятилетия. Закончится же эта новая брежневиана, боюсь, подраматичней, чем в 91 году.
С новой вас реальностью, друзья.

0


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Изба читальня » Любимый Акунин


создать свой форум бесплатно