Деревенька Норвегино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Свадебные варианты


Свадебные варианты

Сообщений 11 страница 20 из 75

11

Цыгане шумною толпою...

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2007/05/05/046.jpg

На доме невесты вывешен красный флаг, оставшийся в хозяйстве с советских времен. На доме жениха — тоже. Никакой ностальгии по социализму. Просто обычай велит показать, что в семье праздник. Не было бы флага — растянули бы алую шаль.

В этот долгожданный день после брачной церемонии и обязательного подтверждения невестиной непорочности юная цыганка станет женой. При этом ей вовсе не обязательно сразу же венчаться, и уж тем более регистрировать брак в отделе ЗАГСа. Подтверждением вступления в союз считается сама свадьба, проведенная на глазах у всей общины.

Котляры стараются строго следовать традиции: браки детей устраивают родители (мне доводилось видеть несколько таких сговоров в разных городах). Приятно, когда отцы учитывают сердечную склонность жениха и невесты. Но случается и так, что молодые не желают даже глядеть друг на друга.

Ничего. Стерпится, как говорится… Разводы у этих цыган бывают очень редко. Мнение табора — грозная сила, против нее пойдет разве что совсем отчаянный человек.

И не торопитесь обвинять цыган в деспотизме, во всяком случае, у него есть и обратная, приятная сторона. Именно по причине жесткого контроля общины над всем и каждым в котлярских поселках практически не бывает наркоторговли — грязного бизнеса некоторых цыганских сообществ. Прочные народные традиции — надежные помощники милиции…

Прежде случалось, что детей решали поженить сразу после того, как они рождались. Подрастая, мальчик и девочка знали, с кем им придется со временем связать свою судьбу. Теперь такое уже встречается нечасто, но браки у кэлдэраров по-прежнему ранние. И пусть жених еще совсем мальчишка. По мнению общины, чем болтаться без дела, лучше пусть пораньше привыкает к роли главы семьи. Если к шестнадцати годам молодые уже заимели первенца, то это будит в них ответственность.

 

Традиционный выкуп за невесту иногда собирается и с гостей 
Что касается самого свадебного обряда, то у каждой цыганской народности он, опять-таки свой. Чего мне только не приходилось видеть: у русских цыган, например, все так, как у нашего коренного населения, — только сто лет назад! Отец дает приданое, подружки рыдают и так далее.

А у котляров наоборот. За девочку положено платить выкуп. Некоторые исследователи вспоминают в этой связи, что валашские земли три века были подвластны мусульманской Османской империи, где, как известно, за девушку платили калым... Как бы там ни было, когда котляры идут сватать невесту, то для начала приносят «плоску» — бутылку шампанского, украшенную красной ленточкой и золотой монеткой. Если родители плоску соглашаются открыть — свадьба состоится. Сам выкуп выплачивается, конечно, золотом, лучше всего — австро-венгерскими талерами или американскими долларами начала прошлого века: в цыганской среде и те, и другие циркулируют по сей день. Суммы разнятся. Например, у заграничных кэлдэраров они чрезвычайно высоки, и невесте это не сулит ничего хорошего. Девочка достается новой семье такой ценой, что воспринимается как собственность, и даже ближайшие родственники не смогут защитить ее от плохого обращения. В Австрии даже случаются самоубийства молодых замужних женщин (в целом абсолютно цыганам несвойственные).

 

В котлярской среде особенно ценятся старинные австро-венгерские талеры и двадцатидолларовые монеты. Но и от современных купюр никто отказываться не станет 
Музыка, звучащая на свадьбе, тоже зависит от традиций той или иной этногруппы. Кэлдэрарский фольклор в принципе богат: во многих таборах еще помнят старинные обрядовые и плясовые песни. Но, как ни странно, гуляют в наши дни больше под «русско-цыганские» мелодии, всем нам хорошо знакомые. Как могли состояться такие заимствования при общей закрытости котлярских общин, трудно сказать, но даже танцевальная манера у них — русско-цыганская. Только вот юбками танцовщицы не крутят — такое бывает только у артисток на сцене. Вообще весь фольклорный репертуар отыгрывается, образно говоря, «в первом отделении». А во втором господствует современная эстрада. Прямо-таки удивительно, с каким удовольствием цыгане отплясывают под песни Киркорова или Верки Сердючки… Во время свадьбы мужчины и женщины всегда сидят отдельно, и за каждым столом соблюдается строгая возрастная иерархия: самые почетные места — старикам.

…Нет среди современных цыган «единства» и в вопросе о свадебных подарках. Например, украинские сэрвы нередко объявляют «свадьбу с дарами» — это значит, что от гостей ждут довольно крупных сумм. Человек с микрофоном объявляет, кто сколько дал. Понятно, что на глазах у всего зала неудобно жертвовать гроши. Более того: в самом начале торжества устроители «выпускают» вперед родственников, которые преподносят жениху и невесте уж и вовсе огромные суммы (на рынке такой прием называется «подбивкой»).

А вот «кишиневцы», напротив, говорят: «Нельзя превращать женитьбу в коммерческое предприятие. Люди приходят, чтобы разделить с нами радость!» Родственникам здесь вообще возбраняется одаривать молодых прилюдно. Хочешь поддержать молодую семью, делай это за закрытыми дверями, и не ставь гостей в неловкое положение.

С компромиссным вариантом я столкнулся на бракосочетании пары венгерских цыган в Закарпатье. Там гости платили за то, чтобы потанцевать с невестой. Но устроено все было весьма деликатно. Желающие собирались в круг. Возле новобрачной стоял человек с подносом, накрытым полотенцем. Тот, кто выходил плясать, клал деньги под полотенце — и никто не видел, сколько он внес. Единственный минус этого обычая состоит в том, что танцы могут длиться очень долго. К исходу второго часа на невесту бывает жалко смотреть. Партнеры меняются ежеминутно — а она-то нет! Родные же, конечно, побуждают девушку держаться как можно дольше: от ее выносливости зависит все благосостояние семьи в первые месяцы.

Удивительно, но когда вокруг шумит цыганская свадьба, забываешь, что у этих людей яркой внешности могут быть серьезные бытовые трудности. Но праздник закончится, и начнется повседневная рутина. Цыганские поселки иногда стиснуты со всех сторон «русскими» улицами и поэтому не имеют возможности разрастаться. Вновь создающиеся семьи строятся впритык к прежним домам. В таборах не остается места для деревьев, и даже трава у их домов вытоптана. Наряду с жилищными трудностями туманна и профессиональная карьера цыгана: что может ждать в новой жизни бывшего лудильщика? Ремесло, кормившее его столетиями, постепенно уходит в историю. Кому сейчас нужны самодельные чаны, поддоны и прочая утварь? Котлярам приходится переходить на торговлю железным прокатом, операции с металлоломом и разный мелкий бартер. Однако доходы из года в год все равно падают, а нетерпимость к «чужакам» в нашем обществе нарастает. Если в прежние времена переезды из города в город, с места на место проходили для цыган безболезненно, то недавно вся страна могла наблюдать по телевизору репортаж об изгнании котлярского табора, перебравшегося в Архангельск.

Хорошо еще, что кое-где, в старых, укорененных цыганских поселениях, дела обстоят иначе. Скажем, в Пери Ленинградской области в сельской местной школе создан даже специальный цыганский класс.

Иногда в местный табор приезжают представители Центра социальной и юридической защиты цыган. Они помогают пожилым людям правильно оформлять бумаги на получение пенсий, хлопочут об угле и воде для поселка. Обращаются к местным властям, чтобы те открыли наконец доступ к элементарной медицине котлярам, у которых не все документы в порядке. Одним словом, помогают.

Что же будет с этими традиционно законопослушными цыганами в новом веке и новом обществе? Долго ли они смогут держаться старинных обычаев? Чем займутся через двадцать, тридцать лет, когда в жизнь вступит рождающееся сейчас поколение? Ответ во многом зависит и от всех нас.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3917/

+1

12

«У вас товар, у нас купец...» Когда родилась профессия свахи?

Сравнительно недавно, между прочим. Не в седой древности – всего лишь в первой половине XIX века! Определяющим фактором при заключении брака испокон века была воля родителей. В древней литературе мы имеем свидетельства того, что о браке детей родители порой договаривались либо сразу после их рождения, либо даже еще до рождения.

И в этом, наверное, был смысл. Родители дали жизнь детям, обеспечили их благополучие. Устраивая будущее деток, они должны иметь в виду экономические последствия брака. Главное ведь – чтобы, живя-поживая, супруги добра наживали!

Но во все времена существовала любовь. Вот эта самая сердечная склонность Его к Ней и обратно. Мудрые взрослые знали и знают, сколь трагичны могут быть попытки противостоять этой склонности, намерение принуждать Его и Ее к тому, к чему сердце не лежит.

Потому издавна существовали формы добрачных контактов меж полами. Различные формы в разной степени все же помогали установить, насколько желателен, насколько перспективен может быть брачный союз для той или иной пары.

Еще «Повесть временных лет» свидетельствует о древлянском обычае – «умыкаху жены себе» «у воды». У воды – у источника, у реки, у колодца. А ведь и в XIX веке, и в начале XX века хождение «по воду» было любимым занятием для девиц, под это дело и коромысло существовало. Кто видел, тот знает: девушка, несущая на коромысле ведра с водой, элегантна и грациозна! Плюс к этому еще и в нарядных одеждах, и раскрашена-нарумянена: ведь не за водой идет – за женихом!

Вятичи, северяне, радимичи – тоже все славянские племена – устраивали «игрища межю селы». В процессе «плясания» на таких игрищах парни договаривались с девушками об «умыкании». Традиция гуляний, так называемых «хороводов», в процессе которых парень и девушка могли, выбирая спутника жизни, пообщаться вплотную, существовала многие века.

Бытовала и другая форма ярмарок невест, смотрин. Под вечер девицы (чаще – при родственницах замужних, пожилых) рассаживались на скамеечках у ворот своих домов, парни ходили мимо, присматривались, разговоры заводили...

Конечно, при всех возможностях изъявления сердечной склонности общение молодых людей корректировалось родителями или прочими родственниками. Подходящая кандидатура принималась, выбор одобрялся, не подходящая – осуждалась, контактам чинились препятствия.

Приметив друг друга на гулянье, молодые люди общались на «вечорках», встречались «под окном». Последняя форма – это когда девица сидит в своем доме у открытого окна, а парень, стоя «под окном», беседует с ней. Такие контакты, явное предпочтение, которым парень выделял одну девицу среди прочих, были сигналом: пора засылать сватов.

И вот эти самые сваты (которыми могли быть какая-нибудь пожилая родственница жениха, а также его отец, дядя) отправлялись от представителя «купца», жениха, к «владельцам» «товара» – в семью невесты, прекрасно зная, каким будет итог визита. Поскольку этот визит сватов был частью ритуала, все фразы в сценарии сватовства были вытвержены, обкатаны, освящены традицией. Сватовство не являлось формой заключения договора, а лишь – частью обряда.

Я не разделяю здесь деревенский и городской обычаи подготовки брака. До определенного времени особых различий не наблюдалось. Возникли же они лишь в XIX веке – с ростом городов, с развитием промышленности и увеличением занятой на заводах, фабриках, а также в сфере обслуживания рабочей силы.

Городскому жителю при его каждодневной занятости, не зависящей от природных условий и ритма сельхозработ, недосуг было выбирать себе невесту на гуляньях, балагурить с красавицами у колодцев... Да и какая купецкая дочь, в норме – содержимая за семью запорами, отправится с коромыслом по воду!

Вот так и возникла потребность в профессиональных свахах. Сваха, «сватунья» – как понятно из формы этого слова, это была женщина, желательно – пожилая, житейски опытная, бойкая на язык. Она собирала сведения о «товаре» и «купцах» – и курсировала меж домами возможных кандидатов в женихи и невесты.

В середине XIX века это явление – подготовка брака с помощью свахи-профессионала – было еще достаточно новым для общества. Сведения об этом дает архив Географического общества России, в котором сохранились для исследователей описания свадеб указанного времени.

На этот период таким манером заключалось менее четверти браков, притом и эта-то четверть приходилась на конкретные области России – Поволжье и Юг. Сообщения из других регионов – Севера, Северо-Запада – сведений о профессиональных свахах не содержали. А спустя пару десятилетий – годам к 1870-м – у свах уже существовала традиция: отправляясь «на работу», к родителям невесты, украшать себя особым знаком, яркой накидкой. То есть – появилось нечто вроде спецодежды!

Некоторое время сосуществовали два вида сватовства – новомодный и традиционный. Сваха-профессионал подыскивала пару, проводила переговоры о браке, а затем к невесте засылали уже «ритуальных» сватов из родственников жениха. Именно «ритуальные» сваты и говорили все положенные слова – о «товаре» и «купце», получали от семьи невесты «хлеб-соль» для жениха – в знак того, что предложение руки и сердца принято.

Именно эти сваты, а вовсе не та, которая реально поработала и получила за работу плату, участвовали в свадебном обряде. Профессиональная же сваха на свадьбу не приглашалась, никакую там функцию не исполняла.

Русская литература дает нам немало свидетельств о том, что все было именно так. Вспомните Гоголя, Островского, Чехова! «Женитьба» (1835-1836 гг.) Гоголя описывает нам становление института профессионального сватовства. Тогда профессиональные «Феклы Ивановны» еще только начинали свою благотворную деятельность.

Пьесы Островского, «Женитьба Бальзаминова» (1861 г.), например, и многие другие, свидетельствуют о широком развитии этого явления в купеческой среде. Кстати, там нередко фигурирует в качестве части платы свахе за труды – платок! Что, если та накидка, которую сваха надевала, идя в дом невесты, со временем просто трансформировалась в «свахин» платок как признак профессии, как «спецодежда»?

У Чехова же (1880-е гг.) есть занятная юмореска «К свадебному сезону». «Записная книжка комиссионера», фигурирующая здесь – это просто база данных клиентов, дело поставлено на поток. Сватовство – рутина, дело, организованное почти по-промышленному.

Для «чеховских времен» использовать сваху – старо, немодно. У Чехова просить руку и сердце сплошь и рядом является к родителям сам жених, притом – с непредсказуемым результатом! В общем же, ясно, куда идет прогресс в этой сфере – в сторону приоритета личности.
Вот так и сходил на нет «институт» свах. Но – не сошел! Поскольку очевидно же, что ни один из способов отыскивания себе пары не может удовлетворить всех и каждого. И потому остался жить один из способов – не такой уж старый, может быть – не такой уж добрый, но все ж себя показавший способ – прибегнуть к помощи профессиональной свахи.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27536/

http://amur.lg.ua/files/articles/stati/0031.jpg
К.Е.Маковский, "Сваха".

Отредактировано Маргарита Пална (12-05-2009 13:35:16)

+1

13

Что наши предки говорили и примечали на свадьбе?

http://s03.radikal.ru/i176/0908/c1/a31bf5d15275.jpg
Маковский Владимир Егорович. Под венец. 1884 г.

Свадьба – это такое яркое и счастливое событие, с которым ничто не может сравниться. У предков наших были особые слова и особые приметы на сей случай. Например, считалось, что вихрь с пылью навстречу свадебному поезду, равно как и метель – не к добру (весь достаток из семьи выдует), а вот тихий снежок или дождичек – к богатству. Забавно отзывались о жениховом поезде: «Как в лесу тетери все чухари, так наши поезжане все дураки».

http://s57.radikal.ru/i156/0908/9c/8635bd682b11.jpg
Рябушкин А.П. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.

Молодым до венца не полагалось есть: «До венца тощи, после солощи». Жениха перед венчанием опоясывали вязаным кушаком, чтобы узлы охраняли его от порчи, обоим новобрачным втыкали булавки против сердца, а кое-где еще и за пазуху клали ртуть – с той же целью убережения от порчи. На Смоленщине невесте нужно было перед входом в храм погрызть церковный замок и сказать: «Мне беременеть, тебе прихоти носить». Дурной приметой считалось уронить обручальное кольцо под венцом.

Существовало поверье, что ежели с кого из молодых венец спадет, тому потом придется вдовствовать. А чтобы жить вместе и умереть вместе, полагалось свечи венчальные разом задувать (и хранить потом, возжигая снова при первых родах). Кроме того, сидя за столом, новобрачным нельзя было прислоняться к стене, чтобы лукавый не расстроил брак.

В псковской земле жениха не впускали в дом невесты, пока не отгадает всех загадок, которые зададут ему ее подружки, а потому советовали, чтоб выбирал такого дружку, что ловок в этом деле. Про кражу невесты и выкуп ее, конечно же, всем известно, но сейчас уже мало кто помнит, что при этом приговаривали: «Куницу, лисицу, золотую гривну да стакан вина». Подружки невесты за ее похищение пели: «На дружке шапчонка после дядюшки Парфенка; на дружке штанишки после дяди Микишки, на дружке кафтанишка с банного помелишка».

http://s16.radikal.ru/i191/0908/98/0490f498f433.jpg
Михаил Шибанов Празднество свадебного договора. 1777 г.

Однако, был и другой обычай: выкупать постель. Одна из родственниц невесты должна была обогреть брачное ложе, а новоявленный супруг обязан был за это заплатить. А сваха, привозя приданое невесты, требовала: «Купите четыре угла, дайте четыре рубля, пятый на середку».

За стол звали гостей, кланяясь: «Милости просим, люд честной, к нашим молодым на сыр-каравай». Молодоженам на свадьбе испокон века желали любви да совета, а невесте еще вдобавок говорили: «Дай бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить». Тосты в честь новобрачной были весьма оригинальными. Например, о ней высказывались так: «Со вечера бел заюшка по приволью скачет, со полуночи на блюде лежит». О женихе тоже отзывались выразительно: «Конь под ним полтораста рублев, убор на коне в пятьсот рублев, молодец-то сидит, и цены ему нет». При свадебном потчевании полагалось говорить: «Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном».

http://i067.radikal.ru/0908/4b/0ad0ce3ab18b.jpg
Соколов Иван Иванович. Свадьба. 1860 г.

Родители невесты обращались к дружке свадебному: «С добрыми речьми милости просим». Он же им ответствовал: «Сад загорожен, и зверь сбережен». Это означало, что жених чист перед избранницей, а под зверем подразумевалось его, женихово, интимное место.

Молодых же дружка чествовал следующими словами: «Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась». А жениху заповедывал: «Как голубь без голубки гнезда не вьет, так новобрачный князь без княгини на место не садится».

Свекр со свекровью невесте приговаривали: «Мети, мети, а сор на улицу не выкидывай», а обоих молодоженов благословляли словами: «Мохнатый (Косматый) зверь на богатый двор; молодым князьям да богато жить». Именно для этого новобрачных усаживали на медвежью шубу.

Кстати, существовала традиция «поучить» молодую подметать пол: ей вручался веник, а гости кидали сор на пол, что было связано с испытанием ее кротости. Отец невесты обращался к родителям жениха: «Просим поберечь детище наше, а чего не знает, поучить». А к жениху так говорил: «У меня была умна, а ты, как хочешь, для себя учи».
И даже когда свадьба оставалась позади, целый год молодых чествовали-одаривали, а на Масленицу они получали обряд «обновления новоженов», который состоял в том, чтобы волочить их по снегу.
http://s57.radikal.ru/i158/0908/75/9088167f6d65.jpg
Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу, 1875

+1

14

Маргарита Пална написал(а):

а на Масленицу они получали обряд «обновления новоженов», который состоял в том, чтобы волочить их по снегу.

У нас в семейном альбоме есть такая фотография. Бабушку с дедом волокут по снегу. Там куча мала и главное, что бы они не разделились. Вся эта куча с хохотом пытается их разорвать. Дед уцепился так, что у бабули синяк на руке был.  [взломанный сайт]

+1

15

Мирлин Мунро написал(а):

Дед уцепился так, что у бабули синяк на руке был.

[взломанный сайт]

0

16

[взломанный сайт][взломанный сайт]
http://s44.radikal.ru/i103/0906/9d/771bb3f60cbf.jpg

+1

17

... ой, чего это.... [взломанный сайт]  [взломанный сайт]  [взломанный сайт]

0

18

Фёкла Леопольдовна написал(а):

.. ой, чего это....

Современная свадьба в Москве. Это вам не Наташа Ростова на первом балу.http://i.smiles2k.net/lol_smiles/hmm3grin2orange.gif

0

19

Неравный брак

http://i005.radikal.ru/0908/8a/f22f50a5888d.jpg
Василий Пукирев Неравный брак 1862 г.

Мешает ли большая разница в возрасте отношениям?
Плюсы или минусы?

http://postcards.sgu.ru/cards/138.JPG
Гульем A. Неравный брак.

Французская пословица гласит:
"Женщина выглядит на столько лет,
сколько лет ее мужчине".
И я убеждалась в правоте этой пословицы не раз.

http://s50.radikal.ru/i130/0908/92/dcd6aa17f471.jpg
Эдмунд Блейр-Лейтон Пока смерть не разлучит нас 1878 г.

На сколько один супруг должен быть старше другого, чтобы брак можно было называть разновозрастным? Обычно так называют брак, в котором разница составляет 40% и более. Со стороны мужчины. Если же женщина на ару  лет старше мужчины  - это тоже неравный брак. Природа .....

http://i002.radikal.ru/0908/88/7a8cfe0523df.jpg
Аким Карнеев Неравный брак 1866 г.

Чаще всего окружающин подозревают и находят какую-то  отрицательную сторону в таких браках. А так ли это?
А вот например  Агата Кристи была старше своего мужа на 12 лет. Она всегда шутила по этому поводу: «За археолога выгодно выходить замуж. Ведь чем старше женщина, тем большую ценность она для него представляет».
И все-таки, глядя на картины, посвященные теме неравного брака, создается впечатление, что люди испокон века представляли его ...  ммм... несчастливым [взломанный сайт]

http://i051.radikal.ru/0908/6b/96a4c6166034.jpg
Ф. С. Журавлев "После венчания"

http://s52.radikal.ru/i135/0908/ea/9bff63d343dd.jpg
Вильгельм Лейбль "Неравный брак"

http://s39.radikal.ru/i084/0908/76/f51e34841d37.jpg
Гойя "Неравный брак"

http://i023.radikal.ru/0908/bb/bbbd2a558e64.jpg
Кранах-старший Лукас "Неравный брак"

http://s39.radikal.ru/i084/0908/25/f218aa44e332.jpg
Степанов Клавдий Петрович 1902 г.

http://s44.radikal.ru/i105/0908/dc/ded4fc660fa1.jpg
Вячеслав Агабалаев Неравный брак 2003 г.

http://i062.radikal.ru/0908/f2/37f022e1341f.jpg
С.Бочаров Неравный брак 1989 г.

http://damochka.ru/images/photo/forum/upload/post-9-1236328955.jpg
Евграф Пайманов Неравный брак 1994 г.

+2

20

Маргарита Пална написал(а):

Современная свадьба в Москве.

Ёптить, это же не пошевелиться толком не потанцевать...  [взломанный сайт]

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Свадебные варианты


создать форум