Деревенька Норвегино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Свадебные варианты


Свадебные варианты

Сообщений 1 страница 10 из 75

1

Как в Москве проводились дворянские балы - «ярмарки невест»?
http://s43.radikal.ru/i100/0903/c3/2a84281ffbe4.jpg
Д. А. Белюкин. Бал

Помните у Пушкина «Пора, пора уж замуж ей»? А ведь Татьяне Лариной было всего-то 17 лет. Это засидевшихся в женихах тогда не существовало, женись первый раз хоть в сорок, хоть в шестьдесят лет. А вот замуж выходить следовало до двадцати, максимум до двадцати трех лет, старше – засидевшаяся в девках. Если есть богатое приданое, то можно жениха и повыбирать, не оглядываясь на возраст и приклеившийся статус «разборчивой невесты». А если с приданым не густо, то придется довольствоваться и захудалым женишком, лишь бы только под венец.
Естественно, что желаний дочерей особо не спрашивали, забота о выборе жениха ложилась на родителей, родственников и свах, которых в России всегда хватало. Но так найти жениха можно было только в своем кругу, а хотелось-то большего, не зря ведь кумушки рассказывали, как бесприданницы благодаря красоте становились графинями и княгинями. Если не хватало средств, то брали в долг, справляли дочерям бальные платья, благо драгоценности носить девицам не полагалось, и ехали в первопрестольную. Балы в московском Благородном собрании еще в XVIII веке стали в России своеобразной «ярмаркой невест».

Вы можете себе представить – более тысячи невест в громадном зале? На это даже иностранцы специально приезжали посмотреть. Красочное воспоминание об этом оставил Филипп Вигель: «Не одно только московское дворянство, но и дворяне всех почти Великороссийских губерний стекались сюда, чтобы повеселить жен и дочерей. Чертог в три яруса, весь белый, весь в колоннах, от яркого освещения весь, как в огне, горящий, тысячи толпящихся посетителей в лучших нарядах, гремящие в нем хоры музыки. Не одно маленькое тщеславие проводить вечера со знатью привлекало их в Собрание. Нет почти русской семьи, в которой бы не было полдюжины дочерей: авось или Дунюшка, или Параша приглянутся какому-нибудь хорошему человеку! Но если хороший человек незнаком никому из знакомых, как быть? И на это есть средство. В старину существовало в Москве целое сословие свах, им сообщались лета невест, описи приданного и брачные условия; к ним можно было прямо адресоваться, и они договаривали родителям все то, что в Собрании не могли высказать девице одни только взгляды жениха. Пусть другие смеются, а в простоте сих дедовских нравов я вижу что-то трогательное».
Потенциальному жениху увидеть на балу красивую девушку – еще пол проблемы. Незнакомец не мог приглашать девушку на танец, вдруг он шалопай какой-то или не обладает должным статусом и этим её скомпрометирует. В виде исключения это позволялось только офицерам, об их положении в обществе свидетельствовал мундир. Остальные же должны были быть заранее представлены родителям девушки и ей. Это мог сделать любой общий знакомый, которому родители доверяли. В крайнем случае, молодой человек мог представиться и сам, но подобный поступок считался ко многому обязывающим, так как демонстрировал явный интерес к девушке. На частных балах представление гостя брал на себя хозяин дома или его сын.

Только после соблюдения всех формальностей молодой человек мог подойти к девушке и с поклоном поинтересоваться: «На какой танец с вами я могу надеяться?». Естественно, что вариантов обращения было несколько, но суть от этого не менялась. Обычно на балу девушка могла иметь в руках три предмета: веер, маленький букетик цветов и записную книжечку, называемую «агенда», которая служила для записей танцев. Порядок танцев на балу был заранее занесен в агенду, оставалось её открыть и сказать молодому человеку: «У меня свободен вальс, предлагаю его вам». Отказ при незанятом танце считался неприличным. В крайнем случае, можно было отказаться перед самим танцем, сославшись на утомленность или что-то еще, но при этом следовало предложить молодому человеку занять место рядом с собой, чтобы в течение этого танца он мог развлекать даму разговором. Этим многие девушки пользовались, так как во время танца поговорить невозможно, а общаться с молодым человеком наедине не позволял этикет.
Поговорить на балу можно было и без слов, для этого использовался веер. Существовала целая система знаков: положение веера, разнообразные движения им и прикосновения к частям тела, количество открытых лепестков и т.п. Небольшое отмахивание от себя открытым веером – я сегодня не расположена к флирту; один открытый лепесток – могу предложить только дружбу; закрытие веера – вы мне не интересны; взгляд над открытым веером, прикрывающим пол лица – вы меня заинтересовали; приложить полузакрытый веер левой рукой к правой щеке – я согласна, а правой рукой к левой щеке – категорический отказ. Значение знаков могло изменяться, но, согласитесь, определенная логика в них была.

Часто девушка на балу имела в руках небольшой букетик цветов, напоминающий уменьшенный современный букет невесты. Создание таких букетов было целой наукой. Цветовая гамма и названия цветов могли сказать очень много, а изменение положения букетика в руках позволяло вести «разговор» примерно так же, как веером. Иногда букетик делался совсем маленьким и прикалывался к платью. Если букетик был в руках, то при непосредственном приглашении на танец его оставляли на стуле или отдавали нетанцующей родственнице.

В бальном зале девушки, заранее ангажированные на танцы, сидели или стояли рядом с матерью и родственниками. Пока шли танцы, отходить с этого места не полагалось, чтобы кавалерам не пришлось их разыскивать по залу. В перерывах между танцами можно было подойти поболтать к подругам, знакомым, родственникам. Девушке прогуливаться по залу в одиночестве было не принято, а вместе с молодым человеком – только после помолвки.

На домашних балах нравы были свободнее, так как большинство присутствующих хорошо знало друг друга. Здесь девушки уже могли не сидеть рядом с матерями, а располагаться с подругами, где им удобнее. Не возбранялось и общение с молодыми мужчинами, лишь бы не наедине.
Естественно, что прибывшая на бал девушка должна была уметь танцевать. Мужчинам было проще, ведь их на танцы не приглашают. Обучение танцам в те времена было делом не дешевым и длительным. В богатых семьях приглашали учителей домой. Как правило, уроки танцев проводились не индивидуально, а с группами детей, причем обоего пола. Иначе освоить парные танцы было бы просто невозможно. Практиковалось и проведение детских балов, на которых соблюдались все ритуалы, включая записи танцев в агенду. Кстати, на домашних балах дети с 12-13 лет могли танцевать вместе с взрослыми, это приветствовалось. Иногда даже на придворных балах часть пар танцующих составляли дети. Естественно, что в учебных заведениях бальные танцы были обязательным предметом. Так что к возрасту, когда можно было выезжать на официальные балы, молодые дворяне, как правило, танцевать умели хорошо.

Дворянство в России не было однородным, а состояло из потомственных и личных дворян. Дети последних дворянами не являлись и носили статус обер-офицерских детей (вне зависимости, был ли отец офицером). Молодые люди из таких семей могли ездить на дворянские балы, а девушек могли сватать не только за потомственных, но и за титулованных дворян, в обществе на это смотрели сквозь пальцы и не считали особым мезальянсом. А вот за молодого человека из такой семьи потомственная дворянка выйти не могла. В этом была одна из причин предварительного представления молодого человека родителям девушки.
Когда-то в зале Благородного собрания «между двух теток, у колоны, не замечаема никем» стояла Татьяна Ларина. Это ей казалось, что «не замечаема». Кому надо – увидел. Именно здесь Пушкин показал свою героиню её будущему мужу. Сделал он это не случайно. Нередко на московские балы приезжали за невестами и люди в возрасте, в том числе и из Петербурга. Красавица жена часто становилась для мужа «пропуском» ко двору. Не зря же иностранцы в один голос заявляли, что столько красавиц, как при российском императорском дворе, они не видели нигде. Вот как француженка Виже-Лебрен описывала один из придворных балов времен Екатерины II: «В то время российский двор мог похвалиться таким количеством прелестных женщин, что балы у императрицы являли собой воистину восхитительное зрелище».
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25114/
http://shkolazhizni.ru/img/content/i54/54194_or.jpg
Придворный бал при Николае II

Отредактировано Маргарита Пална (07-03-2009 18:37:44)

+1

2

Как совершается таинство брака в русском православии? Обручение
http://www.staropomor.ru/images/makovskiy-9sm.jpg
Маковский К.Е. Под венец

Церковный брак, ставший после крещения Руси обязательным для князей и бояр, для простого народа установился не сразу. В конце XI века митрополит Киевский Иоанн отмечал, что народ продолжает придерживаться при заключении браков языческих традиций. Уже в XVII веке священникам предписывалось венчать невенчанных супругов, даже если они имели детей.

Исстари перед заключением брака жених и невеста обращались к местному епископу за разрешением. Епископ выдавал указ священнику произвести проверку наличия препятствий к браку. Долгое время за выдачу «знамени», так назывался этот указ, взималась пошлина, отмененная только Екатериной II.

После этого все вопросы, связанные с заключением брака, перешли в ведение приходских священников, которые были обязаны объявить о предстоящем бракосочетании в храме после литургии. Если от прихожан священнику не поступало сведений о каких-либо препятствиях к браку, назначался день бракосочетания.
http://www.cirota.ru/forum/images/6/6092.jpeg
В.В. Пукирева "Неравный брак"

До начала XVIII века обручение проводилось за несколько недель до венчания и сопровождалось «зарядом» - договором, предусматривающим выплату неустойки в случае его расторжения. Петр I отменил этот порядок, дав возможность жениху и невесте добровольно расторгать обручение до начала венчания. В 1775 году Святейший Синод принял решения об одновременности проведения обручения и венчания. Этот порядок действует поныне.

Церемония происходит в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных. Если жених и невеста достигли брачного возраста или уже состоят в официальном браке, родительского благословения на обручение не требуется, но оно желательно. Вступающие в церковный брак (это могут быть как новобрачные после ЗАГСа, так и люди, давно живущие в официальном или гражданском браке) входят в храм и останавливаются в притворе (место за входом в храм). Именно здесь начинается обручение, которое состоит из благословения, великой ектении, иерейских молитв, собственно обручения (обменивание кольцами) и отпуста.

На обручении невеста должна быть в белом платье, но допускается платье голубых, розовых, бежевых или других светлых тонов, кроме фиолетовых. Платье должно быть ниже колен. Если платье без рукавов, то надеваются длинные перчатки. Если платье имеет глубокий вырез или оставляет открытыми плечи, то его дополняют накидкой, шарфом или вуалью. Голова невесты должна быть покрыта фатой, шляпкой или покрывалом. Жених прибывает на обручение в строгом темном костюме без головного убора.
http://www.art-catalog.ru/data_picture_new/artist_117/picture/big_500/kulikov_37.jpg
Куликов И.С. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме

В притворе храма обручающиеся стоят отдельно: жених - справа, невеста - слева. Церемония начинается с выхода священника из алтаря и выноса Креста и Евангелия. Священник епитрахилью (широкая расшитая лента, надеваемая спереди поверх подризника или рясы) соединяет руки жениха и невесты и ставит молодых рядом.

После этого священник трижды благословляет жениха и невесту, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Жених и невеста на каждое благословение осеняют себя крестным знамением. Затем священник вручает им зажженные свечи, которые символизируют святость брака. Свечи покупаются только в церкви в день венчания. Свечи должны гореть на протяжение всей церемонии бракосочетания, а затем будут храниться супругами всю жизнь, поэтому они должны быть большого размера. Традиционно свечи держат рукой, прикрытой белым платком.

Жениха и невесту с зажженными свечами Священник вводит внутрь храма, где будет совершаться собственно обручение. Согласно каноническим правилам, священнодействие начинается с великой ектении - молитвословия, содержащего прошения о спасении жениха и невесты, о ниспослании им совершенной любви, о даровании им детей и т.п. Затем следуют соответствующие молитвы священника, восхваляющие Бога и испрашивающие Его благословения на брачный союз.

После этого священник берет кольцо жениха и трижды произносит: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божей (имя невесты)», каждый раз творя крестное знамение над головой жениха, и надевает ему кольцо на безымянный палец правой руки. Затем берет кольцо невесты и трижды произносит: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя жениха)», осеняя крестным знамением голову невесты, и надевает ей кольцо. Затем жених и невеста, в знак того, что отныне они неразлучны, трижды меняются кольцами. Обмен кольцами может производить и сам священник.
Завершается обряд обручения отпустом - краткой молитвой, в которой священник испрашивает благословения и утверждения обручения. Вслед за этим начинается церемония венчания.

0

3

Как совершается таинство брака в русском православии? Венчание

http://s59.radikal.ru/i166/0903/26/7caaef21580d.jpg
Репин И.Е. Венчание Николая II и  великой княжны Александры Федоровны"

После обручения следует венчание. В дореволюционный период венчать молодых мог только приходской священник жениха или невесты, в крайнем случае – приходской священник родителей. Венчание прихожан из чужого прихода допускалось лишь при наличии веских оснований. Венчание разрешалось проводить только в храмах в дневное время, в присутствии жениха и невесты, а также двух свидетелей, которые подтверждали акт венчания своими подписями в метрической книге. После этого брак имел юридическую силу. Венчание в часовнях и молитвенных домах допускалось только в порядке исключения, с разрешения местного епископа.
Стоит оговориться, что при всех нарушениях, допущенных при венчании, если его проводил рукоположенный священник, брак признавался действительным. После таких браков могли проводиться серьезные внутрицерковные разбирательства, за которыми следовали церковные наказания совершавших такие венчания священников, вплоть до запрещения священнослужения и извержения из сана, но правомочность самого брака под сомнение не ставилась. Поэтому история знает немало случаев тайных венчаний в чужих приходах без благословения родителей. Так, например, венчались родители знаменитой кавалерист-девицы Надежды Дуровой.

В наши дни венчание происходит следующим образом. После совершения обручения под пение «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» священник вводит жениха и невесту в центральную часть храма и ставит их на подножие перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы. Подножие символизирует единство молодоженов и радость от совместной жизни в супружестве. Подножие приносят в храм сами молодые. Это может быть небольшая белая скатерть, полотенце или кусок полотна. После окончания церемонии подножие может быть оставлено на нужды церкви.
http://claw.ru/a-ickust/russ/579-1.jpg
Соломаткин Л.И. Свадьба

Перед тем как начать венчание, священник спрашивает жениха и невесту о твердости их намерений вступить в брак и отсутствии обещаний вступления в брак с кем-то другим. Без взаимного согласия жениха и невесты брак не может быть освящен церковью. Затем начинается собственно венчание.

Священник читает краткую ектенью и 3 молитвы, в которых упоминает ветхозаветных праведников, верно и счастливо живших в супружестве. А также просит Господа даровать венчающихся детьми и внуками, благословить их благополучием и дать им «друг к другу любовь в союзе мира».

Затем священник берет с аналоя венец, крестообразно осеняет им жениха, дает поцеловать расположенный на венце образ Христа. При этом он произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, Сына и Святаго Духа». Подобным образом священник благословляет и невесту, которая целует образ Богородицы на своем венце. После этого священник трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их». И трижды благословляет новобрачных. Именно возложение венцов и слова священника запечатлевают таинство брака. С этого момента жених и невеста становятся для Церкви мужем и женой. Но венчание продолжается.

После этого венцы передаются свидетелям, чтобы те держали их над головами венчающихся. Священник читает строки из послания святого апостола Павла, в которых брак называется великой тайной. Поется молитва «Отче наш». Во время молитвы новобрачным в знак покорности следует преклонить головы под венцами. После молитвы священник подает молодым общую чашу с красным вином, осененную крестным знаменем. Сначала муж, а затем жена отпивают по три маленьких глотка из чаши, которая является для них символом общей судьбы в радости и в горе.

Затем священник соединяет правые руки мужа и жены, покрывает их епитрахилью, а сверху кладет свою ладонь. Это символизирует, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их навеки во Христе. Не отрывая своей руки, священник трижды обводит молодых вокруг аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие. Это означает вечное совместное шествие по жизни, которое началось в этот день для супругов, знак прочности их брака. Во время обхода аналоя священник поет специальные молитвы. Свидетели следуют за новобрачными, держа над их головами венцы, которые снимаются по окончанию обхода аналоя. Уже без венцов священник подводит новобрачных к царским вратам, где они поочередно целуют иконы Спасителя и Божьей Матери. Затем молодые целуют крест, и священник вручает им две освященные иконы (Спасителя - жениху и Богородицы - невесте). Иконы приобретаются заранее и передаются священнику до начала церемонии.
http://s60.radikal.ru/i168/0903/24/ad60b4aa2dc9.jpg
Маковский К.Е. Боярский свадебный пир в XVII веке

Священник торжественно объявляет жениха и невесту мужем и женой. Присутствующие в церкви на венчании поздравляют молодых. Иногда после этого молодые прикладываются к особо почитаемым в данной церкви иконам и иконам святых, которые считаются покровителями брака и семьи.

Заканчивая обряд бракосочетания священник служит благодарственный молебен. Затем совершает отпуст, называет имена святых, которые становятся покровителями молодоженов, и возглашает многолетие новобрачным.

После венчания может прозвучать колокольный звон, как знак всеобщей радости и торжества от соединения любящих сердец.

Стоит учесть, что дней, в которые в православных храмах совершается обряд венчания, не так уж много.
Венчание не проводится в следующие дни:
- накануне среды, пятницы и воскресенья (вторник, четверг и суббота) в течение всего года;
- накануне двунадесятых и великих православных праздников;
- в продолжение многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского;
- в продолжение Святок, а также сплошных седмиц Сырной (Масленицы) и Пасхальной (Светлой);
- 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);- накануне храмовых праздников (в каждом храме свои).

0

4

Как полагалось вести себя сватам по обычаям наших предков?

http://www.den-za-dnem.ru/gal/albums/userpics/2006_05_17/oly/fedotov/011.jpg
Федотов П.А. Сватовство майора.

Время с начала октября до середины ноября на Руси было порой свадеб. А начиналось все со сватовства. В городах им занимались женщины, в деревнях эту роль поручали мужчинам из числа родни жениха (крестный отец, дядя, старший брат), которые должны были быть женатыми.

Поскольку свахе, свату, сватам отводилась ведущая роль в предсвадебных мероприятиях, их поведение было регламентировано строжайшими правилами, которые корнями своими уходили в глубь древних традиций, основанных на множестве примет и суеверий.

Выбирая дату визита по столь ответственному поводу, требовалось непременно иметь в виду предпочтительность нечетных чисел три, пять, семь, девять и неблагоприятность тринадцатого числа. Кроме того, негоже было начинать сватовство в понедельник, среду и в пятницу, а в прочие отправляться к родителям девушки после захода солнца, чтобы избежать сглаза.

Но сначала следовало в доме жениха сесть на стул с перевязанными кушаком ножками, опутать вожжами печную трубу, затем помолиться перед иконой Божьей матери, обтереть ее чистым полотенцем и прочитать свадебный заговор. На выходе из дома сватовской делегации в спины кидали дырявый лапоть, напутствуя тем самым и желая удачи в деле. К дому будущей невесты отправлялись через задний двор, двигались огородами, по дороге старались не останавливаться и ни с кем не разговаривать.

Входя в избу, сваха должна была в сенях украсть веник и спрятать у себя под подолом, держа таким образом в течение всего последующего ритуала сватовства. Это считалось надежной подмогой в достижении успеха. Кое-где она прихватывала с собой палку или кочергу, символизируя успешное «выгребание невесты».

Сват в одних местах должен был входить стремительно, в других, напротив, открывать дверь в три приема: сначала чуть-чуть, потом - пошире и наконец полностью. Кое-где свату полагалось отыскать сначала ступу, в которой девица на выданье толкла лен и обернуть ее вокруг себя трижды. В некоторых местах сваты перед тем как постучать в дверь, незаметно касались ее косяка - на удачу.

При входе сватов в горницу нужно было немедленно закрыть дверь на крючок и не открывать до завершения переговоров. Это также воспринималось как средство от сглаза. Перед тем как начать разговор, свахе или свату положено было греть руки у печи. Обычай этот был связан с поверьем, что там, в печке, обретаются души умерших родственников, и прикосновение к ней означало одновременно и акт выказывания им уважения, и обращение за советом-помощью.

Свахе при первом визите ни в коем случае нельзя было сидеть, есть и пить, т.к. это могло пагубно сказаться на потомстве будущей семьи:

- коли сядет сваха, дети будут «седуны», т.е. долго не смогут научиться ходить;

- коли будет есть - дети уродятся обжорами,

- коли станет пить, хоть бы и чай - ударятся в пьянство, когда подрастут.

Но был и другой обычай, который дозволял сватам рассаживаться. Правда, в этом случае они должны были устроиться напротив входной двери, а ноги поставить на половицу, ведущую к выходу. Это тоже рассматривалось как залог удачи в сватовстве. Незаметное касание сватов ножки стола тоже считалось хорошим знаком.
http://www.visualrian.ru/storage/PreviewWM/0779/82/077982.jpg
Купеческое сватовство.

Разговор заводился издалека и предусматривал множество иносказаний: про товар и купца, про куницу и охотника. Исход его мог быть разным, причем наиболее полный сценарий включал не один, а два-три визита сватов, а то и больше. Сватовство - лишь первый пункт в предсвадебных обрядах. За ним следовали сговор, осмотр хозяйства жениха, смотрины невесты, рукобитье и запой. И только потом - свадьба.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21555/

0

5

Маргарита Пална написал(а):

За ним следовали сговор, осмотр хозяйства жениха, смотрины невесты, рукобитье и запой. И только потом - свадьба.

:D

0

6

Как на Руси играли свадьбу?

http://news.svsp.ru/wp-content/uploads/2008/08/1.jpg

Свадьба – это первый семейный праздник, который открывает супругам страничку в их совместный жизненный путь. Сегодня нет каких-то определенных правил празднования этого дня. В зависимости от предпочтений, обстоятельств, желаний, социального положения и финансовых возможностей каждая пара выбирает тот вариант, который именно ей подходит более всего. Кому-то по душе скромные посиделки в узком семейном кругу, другие мечтают махнуть куда-нибудь за тридевять земель, где будут только он и она, третьи планируют пышное празднество с сотней гостей, дискотекой, фейерверками, лимузинами и т.д. На каком варианте остановиться – выбор каждой отдельной семьи.

Это сейчас существует такая альтернатива, а в старину свадьба обычно справлялась очень шумно, гостями становилась вся деревня, а торжество продолжалось несколько дней. Именно поэтому тогда говорили не «справлять» или «отмечать», а «играть» свадьбу. Свадьба напоминала настоящее театрализованное зрелище, каждое действие которого было наполнено определенным смыслом, а отступление от принятого порядка считалось плохой приметой. Основными эпизодами свадебного обряда считались сватовство, рукобитье, сговор, девичник (мальчишник), баня, утро перед венчанием, венчание, встреча молодых, свадебные столы.

Начиналась свадьба со сватовства. К родителям невесты приходили сваты и договаривались о предстоящем бракосочетании. Если стороны принимали совместное решение, то позже в дом к невестке приезжали родители жениха, которые привозили с собой сговорный пряник – своеобразное напутствие будущей снохе.

Традиция сватовства жива и в настоящее время, вот только в одних семьях она приняла слишком уж современный характер, когда родители жениха и невесты просто ужинают вместе и обсуждают детали предстоящего застолья. В других – в дом невесты приходят родители и родственники жениха, и знакомство перерастает в веселое и бурное застолье.

Смотрины завершались рукобитьем, когда отцы жениха и невесты вкладывали руки новобрачных друг в друга и ударяли по ним рукавицей. Иногда во время этого ритуала родители били пирогом о пирог или разламывали пирог пополам, что символизировало нерушимость сговора. После этого свадьбу уже нельзя было отменить.

Кульминационным моментом девичника являлся ритуал потери красоты («воли»). Исполняя протяжную песню, подруги снимали с невесты платок, надетый во время сговора, и расплетали девичью косу, вынимая из нее «волю» – ленту, которая символизировала девичью красоту и свободу. Как правило, «воля» передавалась младшей сестре невесты, а если ее не было, то незамужней подружке. После этого ритуала невеста в окружении подруг шла в истопленную баню.
http://www.museum.ru/imgB.asp?16314

Утром в день свадьбы к невесте приезжал кто-то со стороны жениха (брат или друг). Он привозил с собой подарок и уезжал с ответным даром. Только затем на пороге появлялся жених. Далее происходило то, что и сегодня зовется «выкупом». Подружки не пускают жениха в дом к невесте до тех пор, пока тот не задарит их гостинцами, не выполнит определенные задания (конкурсы, игры), когда жених отдаст в руки деньги – вход оказывается свободным.

После выкупа следовал обряд венчания, состоящий из двух частей (обручения и самого венчания). Приехав из церкви в дом жениха, гости занимали место за свадебными столами. Родственники рассаживались двумя рядами (с одной стороны – мужчины, с другой – женщины). К столам подносили угощение, женщины пели величальные песни, а после празднования молодых провожали в спальню.

Основной пир (красный стол) начинался на следующий день. А на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты. Теща встречала зятя блинами, а он преподносил ей подарок…

Как видите, отдельные фрагменты празднования свадьбы сохранились и по сей день. Конечно, все существующие современные обряды отличаются от древних и соблюдаются они уже не так строго, но, тем не менее, традиции не забыты, они продолжают жить и передаваться из поколения в поколение…
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15121/
http://tworing.ru/UserFiles/Image/starcvadb.jpg

Отредактировано Маргарита Пална (07-03-2009 20:06:45)

0

7

Урядник, о свадьбах получилась целая темка.  :D

Старинная русская свадьба.

http://www.forsfortuna.com/uploads/posts/2008-12/1230135251_40.jpg
«Крестьянская свадьба» Андрей Рябушкин

Старинную русскую свадьбу исследователи по всей справедливости называют очень сложным и очень красивым спектаклем, длившимся несколько дней. Причем в этом спектакле ничего не делалось «просто так»: любое движение или слово, любая деталь одея­ний была исполнена глубокого смысла, и смысла зачастую очень древнего, уходящего корнями опять-таки в язычество. И вот что интересно. Еще в прошлом веке в крестьянской среде бытовало такое воззрение: если был соблюден христианский, церковный обряд, но не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир» — на всю деревню (то есть типично языческих элементов) — общественное мнение упорно отказывалось принимать этот брак, считать свадьбу действительной. И наоборот: если «языческие» элементы были исполнены честь честью — с церковным венчанием, считалось, можно и повременить, приурочить его, например, к крестинам ребенка.
В древности каждый человек был членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж «выходят» — в смысле, выходят из своего рода, покидают его.) Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» уже в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной. Вот какие сложные превращения происходили с невестой. Отсюда и  обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия — это знак рода. Отсюда и обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат.
Теперь ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — граница миров, а невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою».
А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует «чистоту и скромность» невесты, но это неправильно. На самом деле белый — цвет траура. Да, именно так. Черный в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как пишут ученые — историки и психологи,— с древнейших времен был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему и на Руси. А другим «траурно-свадебным» цветом был... красный, «черный», как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.
Теперь про фату. Еще совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак ее считали «умершей», а жители Мира Мертвых, как правило, невидимы для живых . Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае опять-таки нарушалась граница, и Мертвый Мир «прерывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями... По той же причине молодые брали друг друга за руку только через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всем протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои»...
Надо упомянуть и еще об одном интересном обычае, связанном с совместной едой жениха и невесты. В старину на Руси говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят». Казалось бы, что в том плохого, если парень и девушка дружно работают или охотятся и едят из одной миски, как брат и сестра? Вот именно — как брат и сестра. Вы уже знаете, что совместная трапеза делала людей «родственниками». А браки между родственниками не поощрялись — опять-таки в интересах потомства.
...На русской свадьбе звучало множество песен, притом большей частью печальных — тяжелая фата невесты понемногу набухала от искренних слез, даже если девушка шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни замужем в прежние времена, вернее не только в них. Ведь невеста покидала свой род и переходила в другой. Стало быть, она покидала духов-покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых незачем обижать и сердить, выглядеть неблагодарной. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою преданность родительскому дому, прежней родней и ее сверхъестественным покровителям — умершим предкам, а в еще более отдаленные времена — тотему, мифическому животному-прародителю.

А  русские (и не только русские) сказки, в которых сочувствие рассказчика да и всех добрых людей всегда на стороне младшей сестры? Уж она-то и умница, и красавица, и рукодельница, в то время как старшие (обычно две) — глупы, сварливы и безобразны...
Это опять-таки связано со старинным обычаем: пока не выданы замуж: старшие сестры, младшим нельзя было не то что принимать сватов — даже красиво одеться и пойти в хоровод или на посиделки (тоже своего рода выставки невест). А если старшие сестры — как в «Золушке» или «Аленьком цветочке» — злые да ленивые, которых никто нормальный замуж за себя не возьмет? Вот и источник семейных ссор и конфликтов. И младшей сестре вовсе не обяза­тельно быть «падчерицей», этот мотив появился позже, когда истинная причина начала забываться. Младшая сестра и так оказывалась на побегушках у старших и ходила в обносках — особенно, если и вправду была красивее: страшно подумать, вдруг кто-нибудь обратит на нее внимание и посватается, минуя старших! Случись такое — и старшие сестры окажутся навек опозоренными, замужем им почти наверняка уже не бывать. Так что Золушка не только торжествует в конце. Она поистине совершает «страшную месть».
А «коса» — девичья краса»? С языческих пор сохранился обычай прощаться с нею навеки и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. А если девушка убегала с любимым против воли родителей (именно такой брак назывался «браком против воли», воля имелась в виду исключительно родительская, а не самой невесты, как думают иногда), молодой муж обрезал драгоценную девичью косу и предъявлял отцу с матерью жены вместе с выкупом за «умыкание» девушки. И в любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы «сила», заключенная в них, не повредила новому роду). «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с нее головной убор, значило нанести колдовской ущерб ее семье, оскорбить ее саму и нажить серьезные неприятности — штраф, если не кровную месть. А свадебный выкуп назывался в Древней Руси «вено», и это слово родственно словам «венок» и «венец» — девичий головной убор.

Почему-то считается, что в старой России и «тем более» в Древней Руси девушка, родившая ребенка до брака, считалась непоправимо опозоренной.
В некоторых областях России за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Но столь же часто все выглядело решительно наоборот. Добрачные дети не только не оказывались помехой для свадеб — их-то матери как раз и были «первыми невестами на деревне». Ведь каким было со времен глубокой древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и родить здоровых, крепких детей. Вот и сватались парни наперебой к молодым матерям, уже доказавшим свою женскую полноценность. Когда же замуж шла девушка — как знать, не «пустоцвет» ли попался?..
Ученые пишут, что так было, в частности, на Русском Севере, у старообрядцев. Порою добрачных детей заводили далее нарочно, именно с тем, чтобы вернее засватали, чтобы не остаться безмужней.
А если отцом добрачного ребенка был знатный воин, боярин, сам князь (именно над такими ситуациями мы всего чаще и рыдаем в кино) — юную мать не только не проклинали, ее на руках носили и в своем роду, и в роду жениха: счастье в дом приманила! Ведь воинов, особенно знатных военных вождей, осеняла милость Богов. В Древней Руси рабыня, родившая дитя от хозяина, освобождалась из рабства.
http://www.forsfortuna.com/uploads/posts/2008-09/1221371559_23958390_kmakovs_207.jpg
http://www.forsfortuna.com/society/130-svadba.html

Отредактировано Маргарита Пална (07-03-2009 21:06:57)

0

8

Маргарита Пална написал(а):

о свадьбах получилась целая темка.

Меня терзают смутные сомнения. Кто-то говорил замуж не выходить.

0

9

Микаэлла Таривердиевна написал(а):

Ученые пишут, что так было, в частности, на Русском Севере, у старообрядцев. Порою добрачных детей заводили далее нарочно, именно с тем, чтобы вернее засватали, чтобы не остаться безмужней.
А если отцом добрачного ребенка был знатный воин, боярин, сам князь (именно над такими ситуациями мы всего чаще и рыдаем в кино) — юную мать не только не проклинали, ее на руках носили и в своем роду, и в роду жениха: счастье в дом приманила! Ведь воинов, особенно знатных военных вождей, осеняла милость Богов. В Древней Руси рабыня, родившая дитя от хозяина, освобождалась из рабства.

Кто же это поправки в истории наделал? Попы, как пить дать.

0

10

Микаэлла Таривердиевна написал(а):

Меня терзают смутные сомнения.

Тьфу на вас еще раз[взломанный сайт]

Микаэлла Таривердиевна написал(а):

Меня терзают смутные сомнения. Кто-то говорил замуж не выходить.

[взломанный сайт] Не, хватит , ну сколько можно.[взломанный сайт]
Может еще кому понадобится.  :D

Отредактировано Маргарита Пална (08-03-2009 12:18:42)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Свадебные варианты


создать форум