Деревенька Норвегино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Изба читальня » К свободе призваны вы


К свободе призваны вы

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Юмор в Библии.

Бытия паки: «и вкусиста Адам и Ева от древа, от него же Бог заповеда, и обнажистася». О, миленькие! одеть стало некому; ввел дьявол в беду, а сам и в сторону. Лукавый хозяин накормил и напоил, да и с двора спехнул. Пьяной валяется на улице, ограблен, а никто не помилует. Увы безумия и тогдашнева и нынешнева!»

Подобного рода иронический, шаржированный, гротескный подход мы находим почти всюду в толкованиях протопопа Аввакума. И может показаться, что у этого человека как бы ослабел страх Божий, если он подходит к священным предметам иронично. Нет! Это большая тонкость литературного гения, который, употребляя вульгаризмы, даже почти сквернословие, сохраняет дистанцию. Этот подход прочно укрепился в мировой литературе. Мне даже приходилось читать книгу «Юмор в Библии».

Да, в Библии много юмора, потому что юмор — это человеческое свойство, дар Божий. Ведь у животных юмора фактически нет. И юмор, и даже сарказм был в обилии у пророков. И в Евангелии... Вы скажете, такая серьезная книга, какой же там может быть юмор? Есть! И очень много. Просто мы разучились читать свежими глазами. Почти все притчи Христовы произнесены с улыбкой. Вот вам пример хрестоматийный. Господь говорит о том, что в духовной жизни необыкновенная настойчивость. В стремлении, в молитве человек не должен думать, что быстро все получится. И чтобы подтвердить эту мысль, он рассказывает про некоего судью, который Бога не боялся, людей не стыдился. Приходит к нему вдова (очевидно, дальняя предшественница чеховской женщины, слабой и беззащитной), приходит и начинает его донимать: ты мое дело разбери. Сначала он ее куда-то отсылает. Потом видит: нет, это не та женщина, и в конце концов говорит: да, хотя я Бога не боюсь, а людей не стыжусь, но что же со мной будет, если я не решу ее проблемы? И он идет ей навстречу. Господь привел вот этот как бы смешной случай, но для серьезной цели. И многие притчи именно таковы, потому что человеку свойственно смеяться. И видеть несоответствие между идеалом и действительностью свойственно человеку.

источник

Часто говорят, что в Библии (по крайней мере, в Танахе) много юмора. Это, конечно, так, но тут у меня вот какие соображения. Во-первых, большая часть этого юмора - того плана, от которого мы в лучшем случае улыбнемся, но уж никак не будем смеяться до упаду. Скажем, Авраама и Сарру явно веселит идея рождения сына у 90-летней старушки: "Авраам пал на лицо свое и рассмеялся" (Быт 17:17); "И рассмеялась Сара про себя" (18:12); "Смех сделал мне Бог" (21:6); даже сына назвали "Йицхак" ("он смеется"). Бытописатель явно имеет в виду: вот умора! насмешили так насмешили. (Я еще не видал людей, которые бы соглашались, что это и впрямь особенно смешно. Рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы в Лк 1 ведь не заставит даже улыбнуться.) При этом реально забавная (на наш сегодняшний вкус) ситуация, - в очень почтенном возрасте Сара пленяет сердца царей, - видимо, не кажется автору комичной.

Во-вторых, наличие юмора признается у самого Бога. Мы, начитавшись Честертона, Льюиса и всяких "Отцы-пустынники шутят", с этим согласны. И спору нет, в Библии есть, скажем, богословские мотивы и сюжеты, которые выглядят достаточно тонкой (хотя и не божественной в собственном смысле слова) иронией: Иона убегает от Бога и т.д. Но прямые упоминания об этом юморе таковы, что просто руками разводишь: "Посмеюсь вашей погибели" (Притч 1:26). Или вот это: "Ты, Господи, посмеешься над ними" (народами) (Пс 59/58:8). Да уж, зрелище (народы) и впрямь смехотворное.

В-третьих, ближе всего к привычному нам юмору в Танахе подходит эпизодическая сатира, ехидство, а также шутки в фальстафовском ключе, которые у нас смешат далеко не каждого. Иногда (редко) сатира бывает одновременно удачной и нам понятной, например, сцена с Давидом и Вирсавией начинается словами: "Однажды под вечер Давид, встав с постели..." (2 Цар 11:2). А вот сатира на алкоголиков в Притч 23:29-35 недалеко ушла от советских газетных фельетонов на тему "Пьянству- бой". Кто ценит скабрезности, может найти полезный для себя материал в отрывках вроде 3 Цар 12:10. Зато описание смерти Еглона (Суд 3:16-22), явно вызывающая у автора бурное веселье, скорее заставит нас поежиться (или даже поморщиться). Что же касается ехидства, то выпады Илии в адрес пророков Ваала действительно смешны (3 Цар 18:27).

В-четвертых, Евангелия содержат довольно много юмора, и я бы назвал его и тонким, и удачным, но опять же это не те шутки, от которых будешь хохотать до упаду. Хотя некоторые места потенциально могли бы стать отправной точкой для юмористических сюжетов. Скажем, один американский библеист (Дж. Пилч) считает, что из Мф 7:1-5 могла бы выйти следующая сценка:

ДЖОРДЖ: Джерри, не хочу тебя расстраивать, но у тебя в глазу соринка.
ДЖЕРРИ: У меня? Соринка? Ты меня разыгрываешь!
ДЖОРДЖ (самодовольно ухмыляясь): Да, точно! Соринка!
ДЖЕРРИ: И как ты только разглядел эту соринку.
ДЖОРДЖ: Как, как. Стопроцентное зрение, вот как!
ДЖЕРРИ: Ты меня извини, но твоему стопроцентному зрению мешает бревно. У тебя бревно в глазу!!! Как ты вообще можешь видеть?
ДЖОРДЖ: Бревно? О, нет. Только не это Мне конец. Конец моей репутации.

(Сценка сложнее, чем кажется: здесь и культурный код "честь-бесчестье", и всякие социально-антропологические "примочки".) 

источник

Примеры юмора в Библии немногочисленны — это объясняется прежде всего идеологическим, религиозным назначением книг Библии. Идеология вообще и религиозная идеология в частности, как правило, несовместима с юмором в собственном смысле слова, чего нельзя сказать о других видах комического: сатире, пародии, иронии, сарказме и т. д. В священных книгах христианства и ислама — в Новом завете и Коране — юмор совершенно отсутствует. Однако в Библии современный читатель может найти по крайней мере отдельные фрагменты, которые могут быть охарактеризованы как содержащие юмор.

Юмор присутствует в рассказе о загадке, загаданной Самсоном филистимлянам, разгадку которой выдала своим соплеменникам жена Самсона «из дочерей филистимских». Юмористична реплика Самсона: «... если бы вы не пахали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки» (Суд. 14:18). С оттенком юмора изображен царь Дамаска Бен-Хадад, напившийся допьяна перед сражением с Ахавом (I Ц. 20:16–18). Более тонкий юмор можно обнаружить в рассказе о Сауле, который пророчествовал с пророками и о котором говорили в народе: «неужто и Саул во пророках?» (I Сам. 10:11–12). Краткой репликой разбивает «один из бывших там» аргументы сомневающихся в пророческом даре «сына Киша» — он спрашивает: «А у тех кто отец?» — и этим опровергает мнение о превосходстве «сонма пророков» над Саулом. Подобные примеры можно найти и в других книгах Библии (например, Суд. 9:36–38; II Ц. 7:2); ср. рассказ о пророке Элише (II Ц. 6:31–32; 9:5, 18–20).

Некоторые исследователи еврейского юмора в новейшее время считали жестокий юмор чуждым евреям, полагая, что еврейский юмор (см. ниже) характеризуется жалостью, состраданием. Независимо от того, насколько справедливо это утверждение по отношению к юмору их современников, оно, очевидно, неприменимо к юмору в Библии; значительная часть этих редко встречающихся юмористических фрагментов не может быть признана «еврейским юмором» в соответствии с определением этих исследователей: для них характерны жестокость, откровенное злорадство по отношению к врагу. Словам книги Исайи о ничтожестве идолопоклонников (Ис. 44:9–19) присущи скорее ирония и сарказм, чем собственно юмор. Юмор в Библии относится главным образом к врагам или соперникам. Обращенная к еврейскому народу или к его отдельным представителям критика бывает весьма острой, но для нее не характерен юмор по отношению к самому себе (см. выше). Наряду с юмором, относящимся к врагам или соперникам, в Библии встречается и нейтральный юмор, однако с оттенком дидактики (например, Притчи 19:24). В Притчах же содержится сравнение красивой и безрассудной женщины с золотым кольцом в ноздре у свиньи; сравнение, которое можно считать образцом нейтрального юмора (Притчи 11:22). Этот пример преследует воспитательную цель, как и красноречивое предостережение против вина (Притчи 23:29–35), как бы пародирующее песню пьяницы.

Один исследователь даже предпринял попытку рассматривать книгу Ионы как сатиру. Однако одну из книг Библии можно рассматривать как целиком юмористическое произведение: книгу Эсфирь. В ней рассматривается великая держава того времени — Персидское царство — с точки зрения дворцовых интриг и соперничества за влияние на царя. В книге Эсфирь можно усмотреть сатирическую пропаганду против власти, разбазаривающей деньги, собранные посредством налогов, на роскошные пиры. В дворцовых интригах, решающих судьбы государства, немалую роль играют женщины. Назначение министров и отправление их на казнь в результате этих интриг и царского произвола совершаются с такой же легкостью, с какой принимается решение об истреблении целого народа или, наоборот, о предоставлении этому народу, вчера еще обреченному на уничтожение, возможности уничтожить своих врагов. Не случайно Пурим превратился в праздник, связанный с бурным весельем и употреблением горячительных напитков.

В наше время книгу Эсфирь можно трактовать как сатиру, подрывающую авторитет власти, либо как комедию абсурда, однако эта книга была включена в Библию как книга религиозная, несмотря на то, что в ней даже не упоминается Бог. Чудесное избавление еврейского народа от гибели — вот религиозное содержание книги Эсфирь. Это с трудом сочетается с юмористически описываемыми в книге событиями. Стиль книги не содержит видимых признаков юмора, что можно, впрочем, рассматривать как утонченный юмористический прием: серьезность повествования, без тени улыбки, создает дополнительный комический эффект.

источник

0

2

Из комментариев

Эксперты в библии считают что это понятие присутствует в Библии,другие считают что максимум что есть это сарказм....Ваше мнение братья и сестры?;...

в Библии смешные моменты действительно есть, вспомнить хотя бы как Павел поссорил между собой фарисеев и саддукеев.

В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, такон проснется!"

Ос.13:13 он - сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей.

Был единственный случай когда евреи повелись!
Когда Бог водил их 40 лет по пустыне!
Вот это отличное чувство юмора!

"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; "
по моему тоже юмор, просто чёрный)

Да, действительно, бывало, что даже мать Иисуса высказывалась несколько "не в тему", но поскольку Он уважал материнский авторитет, Он иногда шёл с ней на компромисс, чем, кстати, побуждал и других к тому, чтобы они её уважали:

"И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте... Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли." (Иоан.2:3-5, 7-8).

Ну а юмор в изложении Иисуса... Он ведь если и шутил, то по-делу. Обычно это выглядело так, чем-то вроде сарказма. Вспомним, как он укорял (поправьте точные слова, я перескажу по памяти, может не соблюдая исторического колорита):

Вы как злые дети, которым играют на флейте - а они не пляшут, поют печальные песни - а они не плачут:
Вот пришел к вам Иоанн (Креститель, сын Захарии) - не ест, не пьет, одевается хуже некуда - и вы говорите "О-о-о! Чокнутый!"
Ладно. Пришел к вам я, Иисус. Ем, пью, одеваюсь в мягкие одежды - и вы говорите "У-у-у! Это человек который любит есть и пить - друг мытарям и грешникам!"

Вот выдержка из индуктивной библии:Ирония представляет прием речи, когда говорится одно, а подразумевается противо­положное. Ирония используется в эмоцио­нальной речи или для усиления воздействия слов. Если вы не можете определить с перво­го взгляда, имеете ли вы дело с иронией, то отнеситесь к высказыванию, как к обычно­му утверждению. Во-первых, посмотрите, насколько естественно и уместно оно звучит в данном контексте. Во-вторых, проанализи­руйте его как ироническое высказывание. Если оно естественно вписывается в кон­текст и звучит уместно, то воспринимайте это высказывание как иронию. В противопо­ложном случае считайте, что это истина. Вот два примера иронии:

1. В 3 Цар. 22:1-23 истинный пророк го­
ворит царю то, что царь желает от него услы­
шать. При этом пророк говорит явную ложь.
Очевидно, что он использует иронию, по­
скольку царь повелевает ему остановиться
и сказать истинное пророчество.

В 1 Кор. 4:8 Павел говорит коринфя­нам:
«Вы уже пресытились, вы уже обогати­
лись, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы
и нам с вами царствовать!» Читателю совер­шенно ясно, что коринфяне не цари и Павел вовсе не желает царствовать вместе с ними....
-Конечно не Задорнов,но тем не менее...

не знаю, как насчет Библии, но у нашего Господа чувство юмора безусловно есть.
Эта история произошла с отцом нашего пастора, Озеругой Владимиром Ивановичем, кажется в 60-х - 70-х годах. Он был верующим, поэтому на высокие должности в совке расчитывать не мог, и работал простым рабочим на заводе. на каждом собрании, его как водится шпыняли, за то что он верит в Бога, да еще ходит в Пятидесятническую церковь.
и вот однажды приезжает на завод высокопоставленный чиновник, чтобы доказать штунде Озеруге, что он идеологически неправ, и всячески заблуждается. весь завод пришел посмотреть, как будут клеймить позором непокорного Озеругу.
вот стоит чиновник, в костюме с галстуком, такой весь важный, напротив с самым несчастным видом, худой и грязный рабочий Озеруга, с 4-мя классами образования.
чиновник начинает: "Я такой-то, комунист с такого-то года, в детстве посещал православную церковь, но потом понял что религия - это мировое зло и покинул лавы православной церкви, став атеистом, и т.д.
потом он заявляет: ОЗЕРУГА - ВЫ СЕКТАНТ!
напомню, что отец пастора был малограмотным, и он переспрашивает: " Простите, а кто такой СЕКТАНТ"?
Чиновник отвечает: "Сектант это каждый покинувший лоно истинной православной церкви!"
и тут Бог наполняет Владимира Ивановича и тот выпаливает:"ТАК ВЫ И ЕСТЬ СЕКТАНТ!!!"
чиновника как ветром сдуло! а отца нашего пастора на заводе стали уважать, увидев как Бог вступается за своих детей.
к слову сказать, этот человек стал одним из столпов пятидесятнического движения на Украине, организовал церковь на Карьерной, за что пол жизни провел в тюрьмах. вот такая история.

Знаменитый француский атеист Вольтер, умерший в 1778-м году, говорил, что через 100 лет после его смерти христианства больше не будет. Но вместо этого, спустя лишь 25 лет после его смерти, было основано Британское и Иностранное Библейское Общество, которое находилось в его собственном доме. оно стало печатать Библии на тех печатных станках, на которых печатались вольтеровы богомерзкие книги.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Деревенька Норвегино » Изба читальня » К свободе призваны вы


создать форум