Юмор в Библии.
Бытия паки: «и вкусиста Адам и Ева от древа, от него же Бог заповеда, и обнажистася». О, миленькие! одеть стало некому; ввел дьявол в беду, а сам и в сторону. Лукавый хозяин накормил и напоил, да и с двора спехнул. Пьяной валяется на улице, ограблен, а никто не помилует. Увы безумия и тогдашнева и нынешнева!»
Подобного рода иронический, шаржированный, гротескный подход мы находим почти всюду в толкованиях протопопа Аввакума. И может показаться, что у этого человека как бы ослабел страх Божий, если он подходит к священным предметам иронично. Нет! Это большая тонкость литературного гения, который, употребляя вульгаризмы, даже почти сквернословие, сохраняет дистанцию. Этот подход прочно укрепился в мировой литературе. Мне даже приходилось читать книгу «Юмор в Библии».
Да, в Библии много юмора, потому что юмор — это человеческое свойство, дар Божий. Ведь у животных юмора фактически нет. И юмор, и даже сарказм был в обилии у пророков. И в Евангелии... Вы скажете, такая серьезная книга, какой же там может быть юмор? Есть! И очень много. Просто мы разучились читать свежими глазами. Почти все притчи Христовы произнесены с улыбкой. Вот вам пример хрестоматийный. Господь говорит о том, что в духовной жизни необыкновенная настойчивость. В стремлении, в молитве человек не должен думать, что быстро все получится. И чтобы подтвердить эту мысль, он рассказывает про некоего судью, который Бога не боялся, людей не стыдился. Приходит к нему вдова (очевидно, дальняя предшественница чеховской женщины, слабой и беззащитной), приходит и начинает его донимать: ты мое дело разбери. Сначала он ее куда-то отсылает. Потом видит: нет, это не та женщина, и в конце концов говорит: да, хотя я Бога не боюсь, а людей не стыжусь, но что же со мной будет, если я не решу ее проблемы? И он идет ей навстречу. Господь привел вот этот как бы смешной случай, но для серьезной цели. И многие притчи именно таковы, потому что человеку свойственно смеяться. И видеть несоответствие между идеалом и действительностью свойственно человеку.
Часто говорят, что в Библии (по крайней мере, в Танахе) много юмора. Это, конечно, так, но тут у меня вот какие соображения. Во-первых, большая часть этого юмора - того плана, от которого мы в лучшем случае улыбнемся, но уж никак не будем смеяться до упаду. Скажем, Авраама и Сарру явно веселит идея рождения сына у 90-летней старушки: "Авраам пал на лицо свое и рассмеялся" (Быт 17:17); "И рассмеялась Сара про себя" (18:12); "Смех сделал мне Бог" (21:6); даже сына назвали "Йицхак" ("он смеется"). Бытописатель явно имеет в виду: вот умора! насмешили так насмешили. (Я еще не видал людей, которые бы соглашались, что это и впрямь особенно смешно. Рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы в Лк 1 ведь не заставит даже улыбнуться.) При этом реально забавная (на наш сегодняшний вкус) ситуация, - в очень почтенном возрасте Сара пленяет сердца царей, - видимо, не кажется автору комичной.
Во-вторых, наличие юмора признается у самого Бога. Мы, начитавшись Честертона, Льюиса и всяких "Отцы-пустынники шутят", с этим согласны. И спору нет, в Библии есть, скажем, богословские мотивы и сюжеты, которые выглядят достаточно тонкой (хотя и не божественной в собственном смысле слова) иронией: Иона убегает от Бога и т.д. Но прямые упоминания об этом юморе таковы, что просто руками разводишь: "Посмеюсь вашей погибели" (Притч 1:26). Или вот это: "Ты, Господи, посмеешься над ними" (народами) (Пс 59/58:8). Да уж, зрелище (народы) и впрямь смехотворное.
В-третьих, ближе всего к привычному нам юмору в Танахе подходит эпизодическая сатира, ехидство, а также шутки в фальстафовском ключе, которые у нас смешат далеко не каждого. Иногда (редко) сатира бывает одновременно удачной и нам понятной, например, сцена с Давидом и Вирсавией начинается словами: "Однажды под вечер Давид, встав с постели..." (2 Цар 11:2). А вот сатира на алкоголиков в Притч 23:29-35 недалеко ушла от советских газетных фельетонов на тему "Пьянству- бой". Кто ценит скабрезности, может найти полезный для себя материал в отрывках вроде 3 Цар 12:10. Зато описание смерти Еглона (Суд 3:16-22), явно вызывающая у автора бурное веселье, скорее заставит нас поежиться (или даже поморщиться). Что же касается ехидства, то выпады Илии в адрес пророков Ваала действительно смешны (3 Цар 18:27).
В-четвертых, Евангелия содержат довольно много юмора, и я бы назвал его и тонким, и удачным, но опять же это не те шутки, от которых будешь хохотать до упаду. Хотя некоторые места потенциально могли бы стать отправной точкой для юмористических сюжетов. Скажем, один американский библеист (Дж. Пилч) считает, что из Мф 7:1-5 могла бы выйти следующая сценка:
ДЖОРДЖ: Джерри, не хочу тебя расстраивать, но у тебя в глазу соринка.
ДЖЕРРИ: У меня? Соринка? Ты меня разыгрываешь!
ДЖОРДЖ (самодовольно ухмыляясь): Да, точно! Соринка!
ДЖЕРРИ: И как ты только разглядел эту соринку.
ДЖОРДЖ: Как, как. Стопроцентное зрение, вот как!
ДЖЕРРИ: Ты меня извини, но твоему стопроцентному зрению мешает бревно. У тебя бревно в глазу!!! Как ты вообще можешь видеть?
ДЖОРДЖ: Бревно? О, нет. Только не это Мне конец. Конец моей репутации.
(Сценка сложнее, чем кажется: здесь и культурный код "честь-бесчестье", и всякие социально-антропологические "примочки".)
Примеры юмора в Библии немногочисленны — это объясняется прежде всего идеологическим, религиозным назначением книг Библии. Идеология вообще и религиозная идеология в частности, как правило, несовместима с юмором в собственном смысле слова, чего нельзя сказать о других видах комического: сатире, пародии, иронии, сарказме и т. д. В священных книгах христианства и ислама — в Новом завете и Коране — юмор совершенно отсутствует. Однако в Библии современный читатель может найти по крайней мере отдельные фрагменты, которые могут быть охарактеризованы как содержащие юмор.
Юмор присутствует в рассказе о загадке, загаданной Самсоном филистимлянам, разгадку которой выдала своим соплеменникам жена Самсона «из дочерей филистимских». Юмористична реплика Самсона: «... если бы вы не пахали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки» (Суд. 14:18). С оттенком юмора изображен царь Дамаска Бен-Хадад, напившийся допьяна перед сражением с Ахавом (I Ц. 20:16–18). Более тонкий юмор можно обнаружить в рассказе о Сауле, который пророчествовал с пророками и о котором говорили в народе: «неужто и Саул во пророках?» (I Сам. 10:11–12). Краткой репликой разбивает «один из бывших там» аргументы сомневающихся в пророческом даре «сына Киша» — он спрашивает: «А у тех кто отец?» — и этим опровергает мнение о превосходстве «сонма пророков» над Саулом. Подобные примеры можно найти и в других книгах Библии (например, Суд. 9:36–38; II Ц. 7:2); ср. рассказ о пророке Элише (II Ц. 6:31–32; 9:5, 18–20).
Некоторые исследователи еврейского юмора в новейшее время считали жестокий юмор чуждым евреям, полагая, что еврейский юмор (см. ниже) характеризуется жалостью, состраданием. Независимо от того, насколько справедливо это утверждение по отношению к юмору их современников, оно, очевидно, неприменимо к юмору в Библии; значительная часть этих редко встречающихся юмористических фрагментов не может быть признана «еврейским юмором» в соответствии с определением этих исследователей: для них характерны жестокость, откровенное злорадство по отношению к врагу. Словам книги Исайи о ничтожестве идолопоклонников (Ис. 44:9–19) присущи скорее ирония и сарказм, чем собственно юмор. Юмор в Библии относится главным образом к врагам или соперникам. Обращенная к еврейскому народу или к его отдельным представителям критика бывает весьма острой, но для нее не характерен юмор по отношению к самому себе (см. выше). Наряду с юмором, относящимся к врагам или соперникам, в Библии встречается и нейтральный юмор, однако с оттенком дидактики (например, Притчи 19:24). В Притчах же содержится сравнение красивой и безрассудной женщины с золотым кольцом в ноздре у свиньи; сравнение, которое можно считать образцом нейтрального юмора (Притчи 11:22). Этот пример преследует воспитательную цель, как и красноречивое предостережение против вина (Притчи 23:29–35), как бы пародирующее песню пьяницы.
Один исследователь даже предпринял попытку рассматривать книгу Ионы как сатиру. Однако одну из книг Библии можно рассматривать как целиком юмористическое произведение: книгу Эсфирь. В ней рассматривается великая держава того времени — Персидское царство — с точки зрения дворцовых интриг и соперничества за влияние на царя. В книге Эсфирь можно усмотреть сатирическую пропаганду против власти, разбазаривающей деньги, собранные посредством налогов, на роскошные пиры. В дворцовых интригах, решающих судьбы государства, немалую роль играют женщины. Назначение министров и отправление их на казнь в результате этих интриг и царского произвола совершаются с такой же легкостью, с какой принимается решение об истреблении целого народа или, наоборот, о предоставлении этому народу, вчера еще обреченному на уничтожение, возможности уничтожить своих врагов. Не случайно Пурим превратился в праздник, связанный с бурным весельем и употреблением горячительных напитков.
В наше время книгу Эсфирь можно трактовать как сатиру, подрывающую авторитет власти, либо как комедию абсурда, однако эта книга была включена в Библию как книга религиозная, несмотря на то, что в ней даже не упоминается Бог. Чудесное избавление еврейского народа от гибели — вот религиозное содержание книги Эсфирь. Это с трудом сочетается с юмористически описываемыми в книге событиями. Стиль книги не содержит видимых признаков юмора, что можно, впрочем, рассматривать как утонченный юмористический прием: серьезность повествования, без тени улыбки, создает дополнительный комический эффект.