С момента появления такого направления в литературе, как научная фантастика (хотя границы этого термина весьма и весьма размыты), писатели в своих произведениях пытаются прогнозировать и предсказывать будущее. И если сто лет назад им это отчасти удавалось (возьмем, к примеру, романы Жюля Верна),
для этого было достаточно следить за развитием тогдашней науки и техники. Скажем, после появления в небе дирижаблей, писатель начала 20-го века делал фантастическое допущение, что в будущем они превратятся в титанические воздушные лайнеры по образу океанских, с ресторанами, бассейнами, перевозящих из одного конца мира в другой сотни и тысячи людей. Более поздний пример: с появлением в середине-конце прошлого века змеек-«молний» и застежек-«липучек», авторы, описывая детали одежды людей будущего, практически отказались от пуговиц. Как известно, их прогнозы сбылись лишь отчасти – на смену дирижаблям пришли летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты), а современный человек (тогдашний «человек будущего») не носит одежду, застегивающуюся исключительно на «липучки».
Однако были и меткие попадания – тот же Жюль Верн со своим «Наутилусом» или более поздний Артур Кларк,
Например, с совершенной точностью им было предуугадано: появление радиолокации для поиска летающих объектов, также появление спутников связи на геостационарной, т.е. постоянной орбите, высадка людей на Луне, использование атомной энергетики, антибиотиков и ЭВМ, создание всемирной паутины (интернет), предпосылки к созданию и развитию искусственного интеллекта.
В первую очередь их прогнозы сбылись из-за медленного развития техники того времени. Что же касается дня сегодняшнего, то ситуация кардинально изменилась. Для современных писателей-фантастов, дабы предсказывать в своем творчестве будущее нашей цивилизации, мало следить за сообщениями СМИ об очередном прорыве в науке или техническом изобретении. При нынешних темпах научно-технического прогресса, автору фантастического романа мало иметь буйную фантазию, он должен иметь техническое образование или даже научную степень, дабы из дня сегодняшнего прогнозировать будущее и не попасть впросак. Ведь то, что сегодня кажется фантастическим, уже завтра становится реальностью. Писатели просто не поспевают за учеными! Кроме того, в массе своей, современный автор-фантаст – гуманитарий, а не технарь. Поэтому он или переносит действие своего произведения в очень далекое будущее (на сотни, а то и тысячи лет), либо за пределы Земли, а то и Солнечной системы, где есть место развернуться фантазии, или же уходит от научно-фантастического романа к фантастике социологической.
Попытки предсказывания фантастами развития социума имеют давние корни, начиная с «Утопии» Томаса Мора
или «Города Солнца» Кампанеллы.
Именно в социологической фантастике писатели-гуманитарии могли достаточно эффективно применить свои знания. Впрочем, и здесь предсказания и прогнозы оставляли желать лучшего, поэтому в двадцатом веке западные писатели переходят от утопического романа к антиутопическому – предсказать худший вариант развития всегда проще, нежели положительный. Лишь отечественные авторы, за небольшим исключением (Ефремов,
предсказавший в романе «Туманность Андромеды» объект, названный им «Великое Кольцо», возможно, был пророком — телескоп Хаббла обнаружил кольцо, буквально его напоминающее.
братья Стругацкие),
до 80-90-ых годов прошлого века работали в жанре «советского» фантастико-социологического, утопического романа. Однако и они, все чаще и чаще, использовали в своих произведениях антиутопические тенденции.
Что же касается современных писателей-фантастов, то, как и их зарубежные коллеги, они от антиутопии переходят к еще более мрачной социологической фантастике – дистопии, где «победила сила разума над силами добра».
Классическая, в понимании читателя, научная фантастика вымирает, соответственно исчезают и прогнозы писателей касательно научно-технического прогресса. Либо они мельчают, профанируются – удивительно было бы поверить в то, что в будущем человечество будет передвигаться в далеком космосе на парусниках, использующих «солнечный ветер» или сражаться энергетическими мечами. А вот к авторам социологической фантастики следует прислушаться – их прогнозы развития человеческого социума вполне могут оправдаться. И если верить их предсказаниям, нас ждет весьма неблагоприятное будущее…
В. Сапарин
"Последний извозчик" 1958 год прообраз смартфона
Марк Твен. В своих романах он предсказал множество изобретений, в их числе телевидение, подводные лодки, вертолет, самолет и даже многоступенчатые ракеты с реактивным двигателем.
http://logvinov.kh.ua/blog/2008-9-24-6-0-2
http://www.cosmosfera.ru/index.php?cate … ticleid=39