Деревенька Норвегино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Поверья, суеверия... про водяных, домовых и прочую нечисть)))))


Поверья, суеверия... про водяных, домовых и прочую нечисть)))))

Сообщений 1 страница 10 из 56

1

Когда просыпается водяной? 16 апреля

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/4/558/4558282_vodyanoy.jpg

«Я – водяной, я – водяной, поговорил бы кто со мной…», – эту детскую песенку знают и любят все. Водяной – один из самых распространенных образов нечистой силы в славянской мифологии. Согласно легенде о низвергнутых на землю падших ангелах, водяной – это бес, который упал в воду. С водяным на Руси было связано множество любопытных примет и поверий.

http://s54.radikal.ru/i146/0904/51/ad79d18e2934.jpg

По народному календарю 3 апреля (16 апреля по новому стилю) водяной просыпается от зимней спячки голодным и свирепым. Крестьяне и, конечно же, рыболовы в особенности, считали хорошей приметой задобрить водяного дедушку, чтобы тот беды какой не наделал. Его угощали хлебом, кашей, маслом, медом, жареным поросенком, а порой с особым обрядом топили в доказательство уважения хилую лошадь.

Также в старину думали, что гуси все лето живут под присмотром водяного. И чтобы он ответственно стерег их, необходимо было принести жертву: селяне отрывали гусю голову и бросали туловище в воду. При этом судили, понравилось ли водяному угощение: если оно пошло ко дну, значит доволен дух, если же осталось на поверхности, то увы, этого мало.

http://s58.radikal.ru/i159/0904/a0/2c16bb93c40a.jpg

Живет водяной дедушка на дне рек и озер, в прудах, омутах и болотах, под старыми мельницами и в острой прибрежной осоке. Причем места для житья он выбирает тихие и укромные. Например, затерянная в дремучем лесу речушка или омут, скрытый от солнечных лучей заваленными бурей деревьями, идеально подходят водяному.

Водяной пребывает на дне водоема в дневное время, но как только солнце садится за горизонт и сгущаются сумерки, он показывается из воды и может даже пойти гулять по берегу. В древности славяне считали, что самое любимое время водяного духа – полночь. Мирной лунной ночью водяной не прочь и повеселиться – издавать всякие звуки и неистово хлопать ладонью по воде, нагоняя ужас на запоздалых путников. Некоторые поселяне уверяли, что особенно любит водяной щеголять возле реки в красной рубахе.

Любопытно, что фазы луны влияют на облик водяного. Так, при убывающей луне он стар и задумчив, а при растущей – молод и беззаботен. Бывает, водяной резвится и днем: безмятежная речка неожиданно как забурлит, взметнется ввысь и покажется на мгновение непонятное существо: то ли рыба, то ли человек. А еще водяной – до такой степени охоч до шумных пиров и азартных игр, что нередко созывает на угощение родню из соседних водоемов и проигрывает в карты рыбу. По некоторым старорусским представлениям, у этого духа под водой настоящие хрустальные палаты.

http://mu-mla.narod.ru/images/grafik/vodyanoy2.jpg
А. Александрова

Внешность водяного крестьяне описывали по-разному. Кто-то уверял, что это обнаженный старик с огромным животом, предлинной зеленой бородой и волосами, весь покрытый тиной и чешуей. В другом месте его видели в образе рогатого человека со светящимися глазами, с огромными пальцами на ногах, хвостом и лапами вместо рук. Иные водяным духом называли высокого роста седого старика, обросшего мхом. А кому-то навсегда врезались в память красные глаза и большущий широкий нос. Такие различные описания совсем неудивительны, если принять во внимание тот факт, что водяной – нечистая сила, а значит, с легкостью меняет свой облик: может прикинуться даже бревном, свиньей или огромных размеров щукой. Последнее, кстати, наиболее распространено. Говорили даже, что такая щука держится во время плавания по течению, а не против.

http://slavyans.narod.ru/nechist/vodyanik.jpg

Водяной, как верили наши предки, довольно смирного нрава, бравый и отважный он исключительно в своей водной стихии. Однако он зорко следит за каждым, кто приходит в его владения. Не любит он, когда нарушают его покой: плюют в воду, кидают в нее мусор, стирают, бранятся возле реки, черта поминают. Коли запомнит обидчика, так непременно отомстит!

А наказания у водяного жестокие: может просто за ногу схватить и ко дну оттащить, а может и утопить. Особенно смело топит он купающихся без нательного креста или в запрещенное время: полдень, после заката солнца и глубокой осенью. Прямиком в царство водяного духа попадают и утопленники. Представительницы женского пола становятся русалками, на которых водяной женится, а мужчины становятся рабочими, которые то и дело должны перемывать песок и переливать воду. С течением времени утопленники сами становятся водяными. Может водяной дедушка и скотину напугать на водопое, и мельницу испортить, и всю рыбу разогнать.

http://s44.radikal.ru/i106/0904/b3/02953c90b743.jpg
В.А. Корольков

Раньше считали, что если река неожиданно вышла из берегов, от свирепых волн разорвались плотины, а со дна слышен какой-то гул, значит, водяной веселую свадьбу играет, с песнями да плясками. Водяной, по древним верованиям, очень любит лошадей, и в своем подводном царстве нередко сам держит стада лошадей и коров. Иногда он отпускает их погулять. Считалось, что если обежать такое стадо (все животные водяного черного цвета) с иконой, то оно перейдет в земной мир.

Уважает водяной тех, кто умеет хранить секреты, ведь и сам он любит тайны. Например, опытный рыбак, если хочет удачной ловли, ни за что прямо не скажет, что идет на рыбалку. Рыболовы, кстати, особенно относились к хозяину вод: верили, что он не терпит мелкие сети, потому что жалеет маленькую рыбешку и разрешает ловить только уже повзрослевших рыб крупной сеткой. А первую пойманную рыбку нужно выпустить обратно в воду, в знак уважения подводного царя.

Одним из самых строгих правил у крестьян был запрет проходить ночью у воды: ведь и вода после захода солнца должна отдохнуть, к тому же в лунное время суток бодрствует нечистая сила, например, водяной.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25032/

http://foto.rambler.ru/public/irinrf72/1/2/1-web.jpg

Отредактировано Маргарита Пална (16-04-2009 14:59:38)

+2

2

Как интереснооо... А вообще верите в  существование чего-то такого-эдакого?  :glasses:
Барабашки существуют? А колдуны?  :unsure:

0

3

Раиса Захаровна написал(а):

Барабашки существуют?

Не знаю. А вот домовой у нас есть . http://s15.rimg.info/a7129fc3151205616e82fc80d514dce8.gif

0

4

Маргарита Пална написал(а):

А вот домовой у нас есть

А Барабашка и Домовой это не одно и то же? А где он у вас живёт? В квартире или на даче? Шкодничает? Расскажиииииииииииии! :flag:

0

5

Дед рассказывал. Как он возвращался с вечеринки из другой деревни. И заблудился малость. Лошадь в речке вышла и потянулась к воде пить. Он сел на берег подождать, было под утро. А в реке увидел девицы купаются. Он сначала хотел удрать, увидят побьют, а они его к себе позвали. Он и пошел, уже вода до груди доставать стала, как он увидел, что девушки прозрачные. Т.е. через них все видно. Он понял, что дело нечисто и к берегу. Они его сильно звали, наверное, если бы пьян был, утонул бы. А так успел на берег выйти.

0

6

Микаэлла Таривердиевна написал(а):

Они его сильно звали, наверное, если бы пьян был, утонул бы. А так успел на берег выйти.

Мдяя... дак это оптический обман зрения был? или они и правда существуют?   o.O

0

7

Раиса Захаровна написал(а):

или они и правда существуют?

" Есть ли жизнь на Марсе... Нет ли жизни на Марсе..." http://i.smiles2k.net/lol_smiles/hmm3grin2orange.gif

Раиса Захаровна написал(а):

Шкодничает?

Бывает , но редко.
В деревне , когда мы только купили дом, домовой иногда шутил. А сейчас вроде притих. )))

Отредактировано Маргарита Пална (17-04-2009 11:26:12)

0

8

Раиса Захаровна написал(а):

дак это оптический обман зрения был?

Не знаю, но в семье этот эпизод хорошо помнят. Он еле на лошадь взобрался, она его полумертвово домой привезла. Он все твердил - Девки не топите, девки, не топите.  :D

0

9

Что-то в этом есть....
Ведь люди в лесу могут даже с компасом заблудиться.

0

10

Русальная неделя

http://www.kramskoy.info/images/pics/rusalki.jpg
Русалки (1871) Крамской Иван Николаевич

Христиане всего мира отмечают через пятьдесят дней после Пасхи праздник Пятидесятница, больше известный как Троица. Между тем задолго до появления христианства люди проводили в эти дни праздничные мероприятия - торжества длились целую неделю, носившую название Семицкой или русальной.

Считалось, что большую часть года русалки проводят на дне реки или появляются на земле во время так называемой "Русальной недеди".
Древние славяне отмечали, русалии на возвышенных местах водили хороводы, ряженые ходили; по деревне, распевая русальные песни.
Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными венками и "гирляндами" зелени. Затем процессия проходила по деревне,ближе.к вечеру участники выводили "русалку" за село, чаще всего на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костёр (если поблизости не было реки).

http://s52.radikal.ru/i135/0906/fb/881dceba4f83.jpg

После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших. Если она довила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезнь или смерть.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху. 

http://s40.radikal.ru/i088/0906/78/b9773b706037.jpg
"Русалка" - художник Константин Васильев

Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Считалось, что русалками и русалами становятся умершие до вступления в брак девушки, некрещеные дети и те, кто добровольно покинул этот мир, бросившись в воду. Маленькие дети особенно уязвимы для чар русалок, поэтому молодые матери задабривали русалок, развешивая в лесу на ветвях одежду для русальих деток, рушники или другие подарки. Для мужчин же опасно было поддаться чарам русалок. Согласно одной легенде, цветок василек появился после того, как некий юноша по имени Василий влюбился в русалку и последовал за ней в подводные чертоги. Его душа превратилась в цветок, синий, как глубокие воды, и цветущий на хлебных полях, находящихся под покровительством русалок.

http://astroviolet.com.ua/galer/d_5.jpg
Джон Уотерхаус

Одним из значимых обрядов, посвященных русалкам, было «завивание березок». До недавнего времени его можно было увидеть в некоторых селах Калужской области.

Обычно в ритуале принимали участие только женщины. Праздник начинался в деревне в Духов день. Жители собирались вместе, пели песни, водили хороводы. Потом процессия во главе с хранителями традиций направлялась в лес, где выбирали место рядом с ржаным полем. Находили два молодых березовых деревца, стоящих недалеко друг от друга, и снова пели ритуальные песни. И уж после этого приступали собственно к завиванию березок: макушки молодых деревьев связывали, переплетая ветви, украшали цветами и пестрыми лентами. Слова песен, которые поются вокруг такого венка, уже почти утрачены: «Завивайся, венок, завивайся, зеленой, окружись, ощутись, это богу венок, это богу зеленой». В разных местностях можно увидеть различные вариации этого праздника, но в большинстве областей ритуал проводят в четверг, называемый Семик.

http://allday.ru/uploads/posts/2009-01/1232986981_a_naiad_cgfa.jpg
John William Waterhouse

А в воскресенье женщины снова собирались вместе и с песнями шли к оставленному в лесу венку. Ветки березок распутывали со словами «Развивайся, венок, развивайся, зеленой». Из макушек делали два венка, больше похожих на букеты. Такие венки украшали цветами, лентами, иногда подвязывали красными платками. За главными венками шли девушки, каждая со своим венком, но размером поменьше. Вся процессия двигалась к ближайшему водоему под звуки песен, частушек, а если был на селе гармонист, то и с музыкальным сопровождением. Веселье продолжалось до позднего вечера — пока не приходила пора загонять домой скотину.

А уж после всего веселья шли венки «заливать». Венки бросали в воду и смотрели, как они плывут. Если не потонут, не «зальются», значит, хороший год будет, урожайный. Плохой приметой было, если «зальется» чей-то личный венок — такому человеку не суждено было дожить до следующего года. Ни одни родители не отдавали своих дочерей замуж за того, чей венок утонул на глазах у всей деревни.

По венкам гадали и на другие вещи: если венок беспрепятственно плыл вперед, это означало грядущее счастье, вертящийся на месте — к расстройству свадьбы, семейным ссорам. По направлению, в котором поплыл венок молодой девушки, можно было узнать, в какую сторону она выйдет замуж, а если он оставался на месте, то в текущем году ей предстояло еще ходить в девках.

http://i023.radikal.ru/0806/cf/ef4dd8a56f8f.jpg
Джон Уотерхаус

Еще одна традиция, тесно связанная с березовыми венками, это кумление над кукушкой. В этом обряде могли участвовать только молодые девушки. Кукушку сплетали из веток и травы, перевязывали лентами и закрепляли наверху молодой березки. Во время завивания березок подруги трижды целовались сквозь заплетенные ветви, а потом обменивались подарками — лентами, колечками или сережками. В более поздние времена подруги могли обменяться нательными крестиками. Считалось, что такой обряд закрепляет их дружбу до конца жизни, так оно часто и случалось. Другим обрядом, связанным с кумовством, было моргостье, во время которого одна кума ездила к другой в гости на помеле.

Также русальная неделя тесно связана с обычаем поминовения предков. Во вторник на кладбищах справляли задушные поминки. По старинным поверьям, в этот день души покойников возвращались на землю и бродили, вспоминая свою земную жизнь. Поэтому во вторник на Семицкой неделе было принято оставлять на могилах различные подношения, обычно это были яйца, окрашенные в желтый цвет, блины и лепешки. Те покойники, которые не получили своей порции, могли вступать в споры за подношения с русалками, а уж русалки в свою очередь мстили за это живым.

В день задушных поминок также навещали заброшенные могилы, места упокоения удавленников и опойцев, людей, погибших насильственной смертью. Вплоть до конца XVII1 века в России существовали божедомки, или убогие дома, куда в течение года свозили покойников, найденных на дорогах, тех, кого не забрали родственники, бездомных. Именно на Семик их отпевали и погребали в землю.

http://s46.radikal.ru/i112/0906/7d/f3ee67c71aef.jpg
Русалки Маковский

+2


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Поверья, суеверия... про водяных, домовых и прочую нечисть)))))


создать свой форум бесплатно