Дальнейшая её жизнь в Норвегии кажется совершенно фантастической. Пока власти раз за разом отказывали в предоставлении статуса беженца людям, которые незаконно въехали в страну, Мария, не имея никаких документов, персонального регистрационного номера, банковского счета, успела закончить школу и получить степень бакалавра в университете Тронхейма. Она стала говорить на норвежском, как на родном языке, написала книгу о жизни незаконных иммигрантов в Норвегии «Ulovlig Norsk» (обложка книги вверху), а норвежский журнал «Nye Tid» присвоил ей звание «Årets Nordmann 2010» (Норвежец года).
Сейчас Марии 25 лет, она живет активной жизнью, занимается общественной деятельностью, несмотря на то, что полиция прекрасно осведомлена о том, что она находится на территории Норвегии незаконно. Как это могло произойти в стране, где всё под контролем — непонятно. В конце концов, в октябре 2010 года норвежские органы иммиграции договорились со своими российскими коллегами, что Мария будет выслана из страны в 90-дневный срок — 22 января. Вчера поздно вечером, когда Мария выходила из здания школы в Лиллехаммере (под Осло), её задержали полицейские и отвезли её в приемник для иммигрантов в Трандуме. Арестовывали её достаточно жестко, за ней приехали аж восемь сотрудников полиции, в приемнике её раздели, обыскали и обращались с ней, по её словам, как с уголовным элементом.
Сейчас Марию привезли в Осло, где суд решает её дальнейшую судьбу. В суд приехали её многочисленные друзья, в т.ч. её молодой человек Эйвинд Традал.
Что будет дальше — никому неизвестно. Мария утверждает, что ехать в Россию она не может — просто некуда, она не знает там никого и родственников у нее нет. Общественные и правозащитные организации на её стороне, они поставили в известность об этом случае премьер-министра Столтенберга. Полиция настаивает на депортации Марии в двухнедельный срок. Правозащитники называют ситуацию абсурдной — у всех на глазах пример иракского муллы Крекара, который со своей очень сомнительной репутацией точно так же находится в Норвегии незаконно, но его никто не трогает, потому что, по его словам, в Ираке его ждет виселица. И, напротив, с человеком, который прекрасно интегрировался в норвежское общество, вырос в нём, стал его частью — причем, далеко не самой худшей — поступают сейчас вот таким безжалостным образом.
Трудно осуждать норвежские органы иммиграции — они поступают так сурово сейчас, следуя букве закона. Однако, глядя на то количество полукриминального элемента, который правдами и неправдами приехал в Норвегию за последние годы из самых разных стран, нельзя не сочувствовать этой женщине — она, как никто, достойна жить в стране, в которой выросла. Её вины в том, что родители привезли её сюда (где они сейчас, кстати, неизвестно) и Марии нужно было выживать в чужой стране, нет ни малейшей. На норвежской земле вырос умный, интеллигентный человек, настоящая норвежка (даже внешне она похожа на саамку или исландку, вроде Бьорк). Это её страна, которая может и должна быть великодушной в таких случаях.
Мария Амели (Maria Amelie) — это псевдоним. Настоящее имя и фамилия девушки Мадина Саламова. По решению суда она будет выслана в Россию в течение двух недель. До высылки, ее место пребывания - спецприемник для иммигрантов в Трандуме.
Корреспондент «Дагбладет» поговорил с пресс-секретарем российского посольства в Осло Владимиром Исуповым. Мария на суде говорила о том, что боится возвращаться в страну, откуда её увезли родители десять лет назад. Журналист поинтересовался у российского дипломата, не будет ли высылка Марии в Россию связана с какой-либо опасностью для неё? Владимир Исупов заверил, что для жителя Северной Осетии, откуда Мария родом, нет никаких проблем вернуться на родину и жить там или в любом другом месте.
«Если у человека есть какие-то проблемы с криминалитетом в Москве, тогда город может казаться опасным для него», — сказал Исупов, говоря, видимо, о том, что писала Мария в своей книге. «Но и тогда нет ничего страшного, потому что такой человек всегда может получить помощь от милиции и властей».
Исупов добавил, что «у человека с академическими образованием в России очень хорошие возможности зарабатывать большие деньги, строить успешную карьеру и завести семью».
На вопрос корреспондента существует ли какая-либо дискриминация в России по национальному признаку — в отношение чеченцев или людей других национальностей — Исупов ответил коротко: «Нет. Абсолютно не существует».