Любовь с черепашьей скоростью
Одинокий Джордж, звезда Национального парка Галапагос и последний представитель подвида гигантских черепах с острова Пинта, похоже, решил продолжить свой род. Поистине сенсационную новость подтвердила вчера в эфире радиостанции BBC исполнительный директор Фонда защиты Галапагосских островов Тони Дартон. По ее словам, ученые национального парка на днях обнаружили кладку из пяти яиц, которые скорее всего оплодотворены Джорджем. Приблизительно через три месяца будет ясно, удастся ли если не возродить, то хотя бы сохранить на ближайшие столетия практически исчезнувший подвид рептилий, или надежды зоологов в очередной раз разбились о неприступный панцирь капризного самца галапагосской черепахи.
Собственно, сложности взаимоотношений Джорджа с противоположным полом ученые обсуждают уже больше 15 лет -- с тех пор как в Исследовательском научном центре имени Дарвина на острове Санта-Круз всерьез вознамерились добиться потомства от последнего самца этого подвида. Считается, что из 15 подвидов галапагосских черепах, некогда обитавших на архипелаге, осталось лишь 11. Ученые полагают, что вымиранию рептилий, живущих по 150--200 лет, активно способствовало развитие в XIX веке китобойного промысла вблизи Галапагосских островов. Моряки употребляли черепах в пищу, причем брали с собой в море в качестве "живых консервов" в основном самок -- они меньше самцов, да их и проще застать врасплох в момент кладки яиц на берегу. Джорджа нашли на острове Пинта в 1971-м -- в ту пору ему было уже за 60, и других представителей его рода в окрестностях не осталось.
До начала 90-х Одинокий Джордж, набравший полтора центнера веса, служил в национальном парке «последним из черепах» и честно отрабатывал свою пайку -- в год посмотреть на единственного самца практически вымершего вида приезжало до 50 тыс. туристов. Из всех галапагосских черепах популярнее его на планете была, пожалуй, лишь самка другого подвида по кличке Харриет, которую привез в Англию сам сэр Чарлз Дарвин, посещавший архипелаг в 1835 году. С 1935-го она жила в зоопарке австралийского Квинсленда, где и умерла от сердечного приступа в июне 2006 года. Но Джорджу была уготована иная слава. После того как на другом острове архипелага -- Изабелла -- ученые нашли гибридов, получившихся от скрещивания тамошнего подвида рептилий с выходцами с острова Пинта и имевших половину точно таких же генов, как и у Джорджа, зоологи загорелись желанием возродить практически уничтоженную ветвь галапагосских черепах.
На стороне сотрудников Дарвиновского центра были последние достижения медицины и генетики, однако наука оказалась бессильна -- Одинокий Джордж совершенно не проявлял воли к размножению и не интересовался генетически близкими самками, которых ему доставили с Изабеллы. Как напоминает ИТАР-ТАСС, поведение самца черепахи даже породило множество шуток о его нетрадиционной ориентации. В 2007 году ученые сошлись во мнении, что Джордж скорее всего импотент. «Он, вероятно, никогда не видел, чтобы самец и самка его вида занимались размножением», -- объясняла тогда британской The Guardian работавшая с черепахой в середине 90-х швейцарский биолог Свева Гриджиони.
Однако в прошлом году у зоологов затеплилась надежда -- две самки, жившие рядом с Джорджем на территории исследовательского центра, отложили яйца. Правда, наблюдение за кладками вновь закончилось разочарованием -- в инкубаторе выяснилось, что получить потомство невозможно.
Новые пять яиц сейчас тоже находятся в инкубаторе, утверждает Тони Дартон. Причем они специально помещены в условия повышенной температуры, при которой, как считается, больше вероятность появления маленьких самок. Но ждать результата придется не менее 120 дней. Сотрудники национального парка и исследовательского центра полны надежд, что на сей раз 90-летний Джордж все же осознал свою ответственность перед будущими поколениями обитателей архипелага, включенного в список мирового природного наследия ЮНЕСКО. «Он выглядит очень довольным», -- отметила перемены в поведении черепахи в интервью BBC г-жа Дартон.