Но вернемся к принцессе Марии. Итак, император Максимилиан и король Генрих договариваются, что внук первого и сестра второго вступят в брак в следующем году, когда Карлу исполнится четырнадцать. Марии предстоит выйти за юнца, который младше ее на четыре года. Перспектива подобного брака ее не очень радует, однако, если бы она знала, что будет дальше, то, возможно, сочла бы этот вариант не столь уж и плохим. Время шло, срок, установленный для свадьбы, истек, но и позже она так и не состоялась. Генриху перестала нравиться идея выдать сестру за Габсбурга, а император уже успел подыскать Карлу другую невесту. Так что когда король Франции Людовик XII предложил Генриху заключить мир и скрепить договор, женившись на Марии, тот почти без колебаний согласился.
Людовик XII
Вот теперь, вероятно, Мария и пожалела о предыдущем женихе. Пусть он был младше ее на четыре года, но ведь новый, король Людовик, был старше ее на тридцать четыре! Первой супругой Людовика (в прошлом – герцога Орлеанского) была Жанна Валуа, дочь Людовика XI. Брат Жанны, Карл VIII был женат на Анне Бретонской, той самой «похищенной бретонской невесте», на которой так и не смог жениться император Максимилиан. Карл умирает бездетным, и после его смерти престол переходит супругу сестры, герцогу Орлеанскому, отныне королю Людовику XII. Людовику удается, хотя это и было весьма нелегко, аннулировать брак с некрасивой, почти уродливой бедняжкой-принцессой, и жениться на вдове своего бывшего шурина, Анне. И вот теперь, сразу после смерти Анны, он решает жениться снова. Первый брак Людовика остался бездетным, от второго у него две дочери (двое сыновей, увы, не выжили), но королю нужен сын. Молодая красивая английская принцесса вполне еще может подарить пятидесятидвухлетнему королю наследника.
Мария знает, что собой она распоряжаться не вправе, и готова выполнить свой долг принцессы – выйти замуж, укрепив политический союз брата, и родить наследников французской короны. Однако она заключает с Генрихом своеобразную сделку – она станет супругой Людовика, но уж если переживет его (а учитывая возраст будущего супруга, это вполне вероятно), то ей позволят выйти замуж по собственному усмотрению. Ведь к тому времени она уже была влюблена в Чарльза Брендона... Как ни странно, Генрих соглашается – сейчас ему важнее, чтобы сестра стала супругой французского короля, а все остальное видится делом далекого будущего. К тому же, если она действительно влюблена в Брендона, будет лучше, чтобы они расстались как можно скорее. И Мария не протестует. Итак, ей предстоит уехать во Францию и выйти замуж за Людовика.
Много лет спустя четвертой супругой брата Марии станет Анна Клевская, которой Людовик приходился троюродным дедом... Колода судеб тасуется причудливо.
Символическое изображение союза Англии и Франции в результате брака Людовика и Марии.
Вскоре в Англии пышно празднуют свадьбу по доверенности – короля Людовика на ней представляет герцог де Лонгвилль. Месяц спустя, в октябре 1514 года, должна была состояться свадьба «настоящая». Увы, по пути во Францию путешественников настигает шторм, такой сильный, что корабли разбросало далеко друг от друга. К счастью, корабль, на котором плыла сама Мария, почти не пострадал. Однако принцесса оказалась так измучена, что даже не смогла сойти на берег самостоятельно – ее вынес на руках один из членов свиты. По некоторым сведениям, среди дам, сопровождавших принцессу Марию, была и Мария Болейн – родная сестра Анны, будущей второй супруги Генриха. Да и сама она будет какое-то время его возлюбленной... Правда, действительно ли Мария Болейн (которую, кстати, назвали именно в честь Марии Тюдор) побывала во Франции – неизвестно.
Пока же принцесса Мария отправляется навстречу Людовику. Благодаря хронистам нам даже известно, в каком именно наряде она путешествовала по Франции – золото на кармазиновом шелке, облегающие рукава «в английском стиле» и шляпка из такого же шелка, которую Мария носит, надвинув на один глаз. Ослепительно хороша! Неудивительно, что Людовик, наслышанный о красоте невесты, поджидает ее с нетерпением. Как рассказал он английскому послу, у него было приготовлено множество подарков, и за каждый он ожидает от нее поцелуя. Нетерпение было столько велико, что король покидает свою резиденцию и подстраивает якобы нечаянную встречу у города Аббевиль, где они и обвенчались: юная красавица с отливающими золотом волосами, и пожилой мужчина с лицом, обезображенным оспой. Король и вправду влюбился в Марию, а она стала бы украшением французского двора... если бы не скоропостижная смерть Людовика. Их брак не продлился и трех месяцев. Поговаривали, что женитьба ускорила его конец – в попытках доказать молодой супруге, что он еще полон сил и скорее зачать сына, Людовик окончательно подорвал свое здоровье.
Теперь Марии предстояло провести взаперти сорок дней. Согласно французскому обычаю, именно столько должна была пробыть вдовствующая королева в строгом уединении, пока не выяснится, ожидает ли она ребенка, возможного наследника престола. И хотя Мария не беременна, обычай есть обычай. Молодую королеву, предварительно отослав домой почти всех ее придворных дам-англичанок и заменив их француженками, помещают в один из замков.