К тому времени Мазарини был уже тяжело болен, но, тем не менее, намеревался обеспечить будущее племянницы. Всё происходит очень быстро, поскольку кардиналу нужно торопиться. 25 февраля 1661 года был подписан брачный контракт между Марией и князем Лоренцо Онофрио Колонна, герцогом Тальяколи, князем Палиано и Кастильоне, коннетаблем королевства Неаполитанского. 9 марта умирает Мазарини, а 15 апреля празднуют свадьбу "по доверенности", после которой Марию отправляют в Италию.
Поначалу совместная жизнь с навязанным ей супругом была не столь уж и дурна. Оба были большими поклонниками и, заодно, покровителями изящных искусств, у Марии был свой салон, где собирались самые выдающиеся представители местной "богемы". Особенно супруги увлекались театром – в их роскошном, с большим вкусом отделанном дворце даже был свой собственный! Вскоре один за другим родились трое сыновей, Филиппо, Маркантонио и Карло, что, конечно, немало порадовало князя. Теперь он мог гордиться не только интересной, остроумной супругой, они наследниками, которых она ему подарила. Однако князю было невдомёк, что их, с виду весьма спокойная семейная жизнь, на грани краха. И скандал разразился.
Мария решает, что с неё достаточно, наследники фамилии и семейных богатств есть, так что долг её, как супруги, выполнен. Тогда зачем ей продолжать выполнять те обязанности супруги, которые всегда были для неё наиболее тягостными? Она отказывается делить с мужем семейное ложе. Князь, естественно, сперва сердится, а потом впадает в ярость, да такую, что Мария начинает всерьёз опасаться за свою жизнь. Всего они прожили вместе одиннадцать лет, и вот в 1672 году с помощью младшей сестры Гортензии (о ней – немного позже) Мария оставляет мужа и, страшась преследования, тайком покидает Рим.
Сёстры отправляются в южные провинции Франции, и, памятуя свои нежные отношения с королём Людовиком, Мария обращается к нему за помощью. Тот не может не откликнуться на призыв женщины, некогда столь им любимой, и Мария получает от короля нечто вроде "охранной грамоты".
Однако суровый князь Колонна не собирается сидеть сложа руки, тем более, что закон на его стороне, ведь Мария всё ещё его супруга. И, увы, король просит её немедленно покинуть Францию. Мария тоже не сдаётся – возвращаться в Рим к постылому мужу она не собирается! Если во Франции ей нет места – что ж, она уедет во Фландрию. Однако и там ей не удаётся скрыться – посланные князем соглядатаи настигают Марию. Ей с трудом удаётся бежать от них в Испанию. Там, чтобы сохранить свою свободу и почувствовать себя, наконец, в безопасности, Мария и делает единственное, что ей остаётся – уходит в монастырь.
О, как тяжело ей было смириться, ей, натуре такой живой и жаждущей жизни, оказаться запертой в стенах сурового испанского монастыря... Но выбора не было. Мария останется в Мадриде вплоть до смерти князя Колонна, которая последует в 1689 году, после чего вернётся в Италию, путь в которую после долгих лет был наконец для неё открыт. Однако не следует думать, что, став монахиней, Мария полностью отрезала себя от мира, О, нет... Она вела активнейшую переписку, а, когда ещё жила в Испании, были опубликованы якобы написанные ею самою мемуары. Мария была возмущена, и, чтобы опровергнуть домыслы, которыми была полна книга, сама написала воспоминания. Они пользовались огромной популярностью. Ещё бы, ведь Мария прожила такую насыщенную жизнь! А, переехав в Италию, Мария принимает активное участие в политической жизни, и даже, говорят, в шпионаже. Скончалась Мария в Пизе, в 1715 году. Что ж, её биография оказалась более чем бурной...
Hortense Mancini
Следующая сестра Манчини, Гортензия (1646-1699), считалась самой красивой из пятерых. Огромные глаза, пухлые губы, потрясающей красоты шея и плечи, которые она весьма охотно демонстрировала в открытых платьях... Поговаривали, что и у неё был роман с Людовиком XIV! Ну что ж, если так, то французский король был не первым в длинной череде её царственных поклонников.
Карл II Стюарт, английский король-изгнанник, жил тогда как раз при французском дворе. Красота юной Гортензии настолько пленила его, что он, сходя с ума от страсти, предложил ей руку и сердце. Однако дядя Гортензии, кардинал Мазарини, вовсе не считал короля без королевства подходящей партией для своей племянницы.
А вот маркиз де Мельере, не просто знатный, а сказочно богатый вельможа – совсем другое дело. Подготовка к свадьбе Гортензии шла одновременно с подготовкой свадьбы ей сестры Марии – кардинал умирал, и хотел успеть увидеть племянниц замужем. Он скончается буквально через десять дней после свадьбы Гортензии. Именно маркизу де Мельере, её супругу, он и завещает большую часть своего огромного состояния. Теперь эта пара была едва ли не богаче самого короля! К тому же маркиз получил титул герцога Мазарини. Так что теперь Гортензия, которую с ранних лет дядя держал в строгости, теперь могла вовсю пользоваться возможностями, которые даровало ей богатство. Её красота получила достойную оправу.
За первые пять лет брака Гортензия подарит мужу четверых детей. Однако ужиться с ним она так и не сможет. В оставленных ею воспоминаниях супруг предстанет как тиран, который ни вот что не ставил её желания, но зато не жалел средств на исполнение собственных. Капризный мужчина и капризная женщина – кто выйдет из этой схватки победителем? Через полгода после рождения последнего ребенка Гортензия решает покинуть семейный очаг, а если точнее, роскошный семейный дворец, названный в честь дяди, и намеревается узаконить разрыв. Повторяется почти та же история, что и с её сестрой, Марией Манчини... Парламент, по требованию герцога, приказывает Гортензии вернуться. И в самом деле, чем недовольна эта дама?
Однако сладить с Гортензией непросто. Супруг не желает расстаться официально? Что ж, она обойдётся и без скучных формальностей. Летом 1667 года она едет в Италию, где укрывается у своей сестры Марии. Правда, та, как мы помним, тоже несчастна в браке. Правда, теперь они вместе, и могут поддерживать друг друга. А в 1672 году они Гортензия и Мария покидают Италию. Пусть мужья делают, что угодно – отныне они считают себя свободными! Ещё некоторые время сёстры проживут вместе, при дворе герцога Карла Эммануила II Савойского. Он тоже станет жертвой чар Гортензии – перед её красотой, как и перед умом и обаянием Марии, было очень трудно устоять. А вот дальше их пути расходятся. Мария, как было сказано выше, едет во Фландрию, а Гортензия отправляется в Англию.
Её давний поклонник, король Карл II, уже вернул себе престол, и навёрстывает всё упущенное за годы изгнания. Красавица Гортензия блистает при дворе, заводит литературный салон и... становится фавориткой Карла. Что ж, этот роман мог начаться ещё много лет назад, при французском дворе... Неудивительно, что Гортензия постоянно в центре внимания – помимо того, что она редкостно красива, так ещё прекрасно владеет и словом, и оружием, увлекается азартными играми и даже зачастую появляется в мужской одежде! Надо сказать, мужские костюмы шли ей необычайно, позволяя продемонстрировать красивые ноги.
А супруг всё ещё не оставляет надежды вернуть её... Он обращается за помощью во французский суд, и, хотя тот признаёт его права, Гортензия не обращает на это ни малейшего внимания. Она остаётся в Лондоне, и попробуйте вернуть её в Париж! Правда, через некоторые время ситуация в корне меняется.
Умирает Карл II, и на престол восходят его сестра Мария вместе с мужем. Кому нужна фаворитка покойного короля?.. Гортензия даже теряет пенсию, назначенную ей Карлом, да и жизнь при дворе становится совсем другой, далеко не такой пышной и бурной, как раньше.
Когда в 1699 году Гортензия умирает, мужу удаётся вытребовать её тело (!), оплатить все немалые долги покойной супруги, и ещё почти целый год он путешествует по Франции с телом жены, до тех пор, пока его не убеждают её похоронить. Та самая любовь, которая сильнее смерти?..
Marie Anne Mancini
Мария Анна (1649-1714) была самой младшей из сестёр Манчини. Да-да, говорят, что она тоже пользовалась благосклонностью Людовика XIV... Воистину, король удилели внимание едва ли не всем мазаринеттам! Совсем юную Марию Анну в 1662 году выдали замуж за Годфруа Мориса де Ла Тур д’Овернь, герцога Бульонского. Эта семью Людовик не любил, отнюдь – слишком богатые, слишком независимые. Зато его братец, Филипп, герцог Орлеанский, с ними с удовольствием общался, особенно с сыном Марии Анны и герцога, шевалье де Бульоном. Тот впоследствии весьма невежливо назвал короля «старым помещиком, который живет в провинции со своим пожилыми любовницами». Ничего удивительного, что шевалье постоянно было в немилости...
Если судьбы двух сестёр Манчини, Марии и Гортензии, в чём-то сходны, то можно отыскать подобное сходство между судьбами двух других сестёр, Олимпии и Марии Анны. Как и Олимпия, Мария Анна тоже оказалась замешанной в "дело об отравлении" (что, впрочем, неудивительно – в нём принимали участие знатнейшие люди королевства), её тоже обвинили в том, что она отравила своего супруга, а в 1680 году, как и Олимпию, её выставили из Парижа. Правда, в отличие от Олимпии, Марию Анну затем всё-таки признали невиновной... В 1687 она навещает в Англии свою сестру Гортензию, а, пожив год при английском дворе, возвращается обратно, и уже не покидает Францию вплоть до самой своей смерти.
Anna Maria Martinozzi
Обратимся напоследок к другим племянницам Мазарини, детям его старшей сестры. Семнадцатилетнюю Анну Марию Мартиноцци (1637-1672) дядя выдал замуж за принца де Конти. Это был один из самых блестящих браков, устроенных им для племянниц, поскольку де Конти был принцем крови! Конечно, подоплёка брака просто – принцу нужны были деньги. Более того, принц потребовал, чтобы ему предложили всех племянниц кардинала «на выбор». И выбор этот пал на очаровательную Анну Марию... У супругов родится двое детей, Арман и Франсуа Луи. Впоследствии старший, Арман, женится на Марии Анне де Блуа, внебрачной, но узаконенной дочери Людовика XIV и Луизы де ла Вальер, так что племянница кардинала породнится с самим королём Франции!
Laura Martinozzi
Вторая сестра Мартиноцци, Лаура (1639-1687), единственная из всех племянниц Мазарини, останется в Италии, и станет супругой Альфонсо IV д’Эсте, герцога Моденского. После его смерти герцога Лаура будет править сама, будучи регентом при их малолетнем сыне, Франческо II. А их дочь, Мария Беатриче, станет второй супругой английского короля Якова II, брата Карла II. Так история снова завяжется в узелок – двоюродные тетка и племянница, Гортензия Манчини и Мария Моденская, были, соответственно, фавориткой и супругой двух братьев, английских королей.
Ну что ж, кардинал Мазарини выполнил свой долг по отношению к семье. Он не мог дать "мазаринеттам" личного счастья, но обеспечил каждой положение в обществе. А дальше красавицы-итальянки и сами добились в жизни многого. Не стоит задаваться вопросом, стоило ли.
Текст - Марьяна Скуратовская. Подбор иллюстраций - мои.