Убийство 76 человек в результате двойного теракта, совершенное Андерсом Берингом Брейвиком 22 июля 2011 года, будет еще долго анализироваться специалистами.
Однако уже сейчас можно предположить, что одна из причин случившегося — это следствие нетерпимости личностей к чужому мнению и ограниченная возможность реализовать свою точку зрения ненасильственным путем.
Не «чисто норвежское убийство»
Было бы вопиющей ошибкой полагать, что случившееся в Норвегии — это «чисто норвежское убийство», связанное с усталостью общества от засилья иммигрантов, в первую очередь из стран Азии и Африки. Их еще больше в Швеции, достаточно много в Дании и полным-полно в Германии или во Франции. И тем не менее там брейвики не появились.
Хотя недовольных много везде. Вот, например, точка зрения из Дании, страны, которая совсем недавно по решению руководства страны ввела пограничный контроль для выявления потока нелегальных иммигрантов из Африки.
Светлана Мостовая, предприниматель, Копенгаген, Дания:
«...В Дании шок, повышены меры безопасности.... Обсуждают, что за этим стоят правые экстремисты. Вероятность такого преступления и в Дании, к сожалению, очень высока, растет немотивированная агрессия, новости со стрельбой и поножовщиной в Копенгагене уже никого не удивляют. При том, что когда я приехала сюда в начале 90-х, то есть почти 20 лет назад, мне говорили, что в Дании даже собаки не лают. Тогда так оно и было. А теперь... Намедни, к примеру, 13-летний подросток пырнул ножом свою подружку.
По мнению датских экспертов, правые радикалы в Норвегии и Дании, да и вообще в Западной Европе очень похожи по своим действиям и имеют склонность вооружаться, решать все с позиции силы, и после Второй мировой войны от их рук погибло больше левых, чем наоборот.
Предполагают, что этот норвежский нацист возненавидел представителей Трудовой партии (социал-демократов) за их толерантную политику по отношению к иностранцам и стал воспринимать социал-демократов не как соотечественников, а как врагов страны. Так или иначе, но PET (секретная служба Дании) сейчас внимательнейшим образом следит за деятельностью праворадикальных структур».
Вот, как раз примечателен этот момент — немотивированная агрессия. Это следствие или причина возникающих конфликтов? Человека сначала заводят, а потом у кого-то едет крыша или сама жизнь заставляет человека сорваться с катушек и отправиться крушить все, что попадется под руку....
Толерантность — слово не бранное
Но Брейвик готовил теракт целых 9 лет! Мало того, он вступил в правую Партию прогресса, но вскоре вышел из нее, поскольку она показалась ему совершенно беззубой и неспособной к решительным действиям. Сейчас эта партия пытается «отмазаться» от такого сомнительного члена, хоть и бывшего, но эксперты в Норвегии говорят, что сейчас правым партиям будет очень тяжело — их репутация в норвежском обществе просто рушится. Удар Брейвика действительно сплачивает норвежцев, и говорить о крахе политики мультикультурализма вроде бы рано.
Павел Прохоров, главный редактор «Русского портала в Норвегии» — russisk.org:
«...Думаю, что у поликультурного общества просто нет иной альтернативы. Можно говорить об успехах или неудачах политики интеграции, но если вы не желаете возникновения гетто по этническому принципу, то должны вовлекать меньшинства в активную политическую, трудовую и культурную жизнь. Да и сами скандинавы понимают, что чужая культура — это не всегда плохо. Полагаю, что Норвегия не станет радикально пересматривать свою политику, большинству жителей страны претят лозунги типа «Норвегия для норвежцев». И толерантность не является для норвежцев бранным словом, совсем наоборот...»
Кстати, раскол общества вовсе не обязательно в Европе пролегает по линии «коренной — иммигрант». Между самими «коренными» жителями могут развиваться конфликты, конца которым не видно. И ярчайшим примером такого может служит Ирландия.
Сергей Тарутин, издатель, social media guru, Дублин, Ирландия:
«Здесь свои, ирландцы, в первую очередь разбираются между собой, не дай бог как... Иммигрантам достается, ежели только под руку попадут в ходе их внутренних конфликтов, хотя на севере страны были конфликты с поляками и цыганами, и даже вроде с литовцами. Но главное — это традиционный межконфессиональный конфликт между католиками и протестантами, и можно только гадать, почему он несколько оживился в последнее время. На его фоне напряжение между ирландцами и иммигрантами-прибалтами гораздо менее явное...»
Как предупредить появление брейвиков
Несомненно, что старые конфликты будут еще долго оставаться на повестке дня. Хотя нельзя не отметить, что сам Брейвик видел гораздо более неоднозначную картину, чем это кажется на первый взгляд. Например, он не был русофобом, что характерно для правых в Восточной Европе, мало того, ему симпатичен российский премьер Путин, он целиком был на стороне сербов, в том числе и во время гражданской войны в бывшей Югославии, и считал предательством Запада удары по Сербии, повлекшие за собой человеческие жертвы. Его «антиисламизм» совершенно рафинирован и не смешан с внутренними националистическими обидами и конфликтами. Он активно связывался с различными правыми организациями и несколько раз попадал в поле зрения полиции и спецслужб. И тем не менее он продолжал действовать. Так в чем причина появления такого стрелка, и как предупредить появление его последователей?
Павел Прохоров, главный редактор «Русского портала в Норвегии» — russisk.org:
«...Причина появления такого стрелка связана с попустительством правым радикалам. В начале 2000-х годов неонацистское движение в Норвегии было практически разгромлено. Жесткие меры против тогдашних скинхедов последовали после убийства юноши-мулата, отец которого был выходцем из Ганы, а мать — норвежкой. С тех пор правые экстремисты вели себя тихо, а убийств на почве расовой ненависти в Норвегии не было. Но радикалы нашли себя в дебрях Интернета, ведь там можно выражать любые взгляды, даже самые экстремистские. Беда в том, что они общаются в Сети между собой и поэтому еще более радикализируются.
Если нельзя запретить экстремизм в Интернете, то нужно бороться с ним, вступая в дискуссию с посетителями экстремистских сайтов. А лидеров пытаться вытащить на свет божий и вести с ними непримиримую идеологическую борьбу. Ведь многие экстремисты, как выяснилось, убеждены в том, что Барак Обама — мусульманин. Они читают только свои радикальные источники и оттуда черпают подчас фантастические сведения о других нациях и религиях. Это одна из причин роста ксенофобии. Единомышленники у Андерса Беринга Брейвика наверняка есть, но не думаю, что среди них найдется еще кто-то, кто одобрит такую бойню. Возможно даже, что некоторые порвут с друзьями-экстремистами, видя сплоченность норвежского общества в эти трагические дни...»
Надо больше обмениваться мнениями
Получается, что одной из причин, позволяющих расцветать конфликтам, является слабое знание своих собственных соседей. А этому вовсю способствует разделение общества на разные информационные потоки. Когда у разных частей общества своя информационная среда, которая не имеет общих точек соприкосновения, то доводы противной стороны она просто никогда не сможет услышать. Разделение может быть каким угодно — социальным, религиозным или национальным.
Но и принуждение к восприятию «соседской правды» ни к чему доброму не приведет, мало того, жизнь Андерса Брейвика демонстрирует, что в тихом омуте черти водятся и необходимость постоянно мимикрировать еще более подпитывала его ненависть.
В латвийских реалиях, очевидно, нужно стараться искать те точки соприкосновения, которые помогут снизить градус общественной напряженности между социальными и национальными группами. Все, что ведет к поиску общих ценностей, идей, стиля, — все это хорошо и правильно именно в интересах всех живущих в Латвии людей.
Как сейчас человек, живущий в латвийской провинции, может узнать «из первых рук», что волнует «этих русских» в Риге или Даугавпилсе? Латвийская пресса доступна в русском переводе в большей степени, но все ли доступно, что заслуживает внимания и интереса?
И стоит ли нашим общественным организациям и партиям вариться в собственном соку или, может быть, стоит больше контактировать со своими соседями по европейскому дому? Хотя бы для того, чтобы их потенциальные избиратели могли бы понять, куда они ведут свою страну. И как соседи будут относиться к ним и их стране, если они приведут-таки к власти ту или иную политическую силу.
Совершенно демократическим путем.
http://www.telegraf.lv/blog/post/o-nasi … k-sosedyam
Отредактировано Kulema (02-08-2011 15:51:22)