Доисторический период
Древняя (в контексте данной статьи) история средств связи включает сигнальные костры и деревянные барабаны, изобретение голубиной почты и фельдъегерской связи, создание оптического телеграфа Шаппа и других средств, ставших элементами "суммы технологий" своего времени и важными вехами в истории цивилизации в целом.
На юге России до сих пор сохранились старинные курганы, с вершин которых некогда подавались световые сигналы. Днем, когда огонь был виден хуже, сигналом служил столб дыма, для чего сторожевым казачьим постам, расположенным на южных границах, предписывалось подбрасывать в костер сырые ветки. Точно так же сообщение о появлении у берегов Англии испанского флота в 1658 году было передано с юга Англии на север при помощи заранее подготовленных костров. Специальные вышки, на которых всегда лежала куча хвороста или соломы, строили и в Запорожской Сечи: цепь таких вышек позволяла передавать сигналы на значительные расстояния.
Первые операторы
Вопреки расхожему мнению первыми телефонными операторами были особы мужского пола. В США их называли «switchmen» – «человек-переключатель». В дальнейшем эта профессия стала преимущественно женской, причем отнюдь не простой. На каждой станции работали одновременно несколько телефонисток. Одна из них, получив сигнал вызова, спрашивала абонента, с кем он желает установить связь. Если требуемый номер был включен в другой коммутатор, первая телефонистка громко оповещала об этом другую. Та, в свою очередь, убедившись, что номер не занят, соединяла его со свободной соединительной линией, ведущей к первому коммутатору, и громко оповещала об этом его телефонистку. И только после этого получившая вызывной сигнал телефонистка соединяла абонента.
Громкими разговорами телефонистки создавали на станции шум и неразбериху, потому часто возникали ошибки в соединении. Все это ужесточало требования к отбору сотрудниц. На эту должность стали принимать девушек высокого роста и незамужних, «дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам». Согласно исторической версии нарушение одной из телефонисток обета безбрачия и послужило причиной изобретения А. Строуджером первой автоматической телефонной станции.
Затем появились телефонные станции. Первая телефонная станция, обслуживавшая 21 абонента, была установлена в 1878 г. в городе Нью-Хэвен, штат Коннектикут (США). Ее стоимость составляла 28,5 долл. Чтобы определить момент окончания разговора, оператор станции был вынужден прослушивать все телефонные соединения. В те годы Россия гораздо меньше, чем теперь, отставала от США – спустя всего 4 года ручные городские телефонные станции начали действовать в Петербурге, Москве, Одессе и Риге.
Весьма поучительна инструкция пользования первыми телефонными аппаратами.
Абонентам предоставляется возможность пользоваться услугами телефонной станции с 8 утра до 11 часов вечера.
При разговоре по телефону, чтобы собеседник лучше вас понимал, повышать голос не требуется, слова нужно выговаривать отчетливо, не слишком замедляя темп речи.
В состоянии покоя (отсутствие связи) телефонная трубка должна висеть на крючке – только при этом условии может быть приведен в действие вызывной звонок.
В целях быстрого и надежного обслуживания телефонная станция рекомендует абоненту следовать приведенным ниже указаниям.
1) Абонент «А» желает разговаривать с абонентом «Б». Для этого «А» прежде всего вызывает телефонную станцию, для чего в течение 2–3 сек нажимает на кнопку, затем снимает трубку с крючка и прикладывает к уху. После ответа «Станция слушает, что вам угодно?» «А» просит соединить его с… (называет имя абонента «Б»). Телефонная станция либо говорит «Вызываю» и предоставляет требуемое соединение, либо сообщает «Ваш абонент занят, а когда освободится, вам позвонят». В последнем случае «А» отвечает, что он понял телефониста, и снова вешает трубку на крючок, где она висит до следующего звонка. Когда звонок зазвонит, трубка снимается, снова прикладывается к уху, и абонент уведомляет телефонную станцию о своей готовности словами: «Вас слушает…». Телефонная станция сообщает: «Абонент … свободен, вызывайте». «А» вызывает «Б» при помощи повторного нажатия кнопки, не отнимая при этом трубки от уха. После того как «А» услышит: «Б» слушает, кто говорит?», он начинает разговор словами: «Говорит «А». Конец отдельных сообщений, фраз, вопросов и т. п. подчеркивается словами: «Пожалуйста, отвечайте» или «Я кончил». Об окончании разговора «А» уведомляет станцию, нажимая в последний раз кнопку.
2) Вызывают абонента «Б». После того как зазвенел звонок, «Б» снимает телефонную трубку с крючка и, держа ее возле уха, говорит: «У телефона «Б», кто говорит?». После этого «А» называет себя (см. п. 1) и начинает разговор».
Со временем количество телефонов увеличивалось, и операторы испытывали трудности, выясняя «кто есть кто». Им необходимо было знать наизусть по фамилиям и именам до нескольких тысяч абонентов. В 1879 г. одному врачу пришла мысль применить в своем офисе систему нумерации для ведения картотеки пациентов, после чего и местная телефонная компания стала использовать номера вместо имен абонентов. Так родился телефонный номер.
http://www.connect.ru/article.asp?id=4091
Фрагмент АТС машинного типа, называемый искатель.
Все это сооружение непрерывно крутилось, приводимое в движение машинным валом. Достаточно громоздкое сообружение. Последнюю такую станцию демонтировали 1999 году в Москве. Она ушла практически вся на сувениры. А обслуживали ее тоже барышни, котрым было по 60-75 лет. Молодежь на нее категорически не шла работать. А бабушек на коленях умоляли не уходить на пенсию...
Вобщем, благодаря дореволюционным барышням, телефонные станции обслуживаются и по сей день женским составом.
АТС декадно-шагового типа.
Эти декадно-шаговые станции оказались настолько надежными, что некоторые из них работают еще и сегодня, причем не только во взаимоувязанной сети связи России. В Лос-Анджелесе, например, некоторые фешенебельные отели до самого последнего времени сохраняли собственные декадно-шаговые коммутаторы.
АТС координатного типа или Cross-Bar.