Мифология Руси
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович "Три богатыря"
В образе трех богатырей Васнецов воплотил заветную мечту русского народа о непобедимом и могучем защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Каждый прочитавший их, по своему представляет образ этих богатырей. И только огромный талант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам своими глазами увидеть мужественных бесстрашных богатырей, образы которых с такой художественной силой воплощены в русском фольклоре.
В.М. Васнецов
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
1896г, холст, масло, 133 x 250 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души. Имя её легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции.
Сирены – хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами. Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры). От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери – божественный голос. Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов – те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира.
Об Алконсте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а «яйца эти ПРАЗДНЫ – не портятся и наверх всплывают», как только приходит срок.
Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в неё народа. Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми.
Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.
В.М. Васнецов
Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.
Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.
«Три царевны Подземного Царства». 1884
За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля. Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения.
В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И.Н. Терещенко.
В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.