Деревенька Норвегино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Православные традиции.


Православные традиции.

Сообщений 21 страница 30 из 36

21

Кузьминки (1/14 ноября)

http://s03.radikal.ru/i176/0910/63/2b60d024b51bt.jpg
Н.А.Касаткин "Соперницы" 1890

«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.

http://s61.radikal.ru/i171/0910/a4/6d1fe96870edt.jpg

Этот старый праздник хорошо был известен в Москве. За Москвой – рекой, вокруг церкви Космы и Дамиана, собирались женщины с курами. А в простом народе было заведено: "На Козьму и Демьяна – курячьи именины – неси попу цыпленка, а себе – курицу на стол."
- В этот день «петух с курицей лягается, а курица петушиться»
Куриное перо считалось в народе особым, оно слез не любит, На Руси не плакали в подушку, была примета: «Перо слезы пьет, а потом в сон отдает». Перо впитывает слезы, а вместе с ними и боль. Потом оно излучает из себя эту боль в другого. Если ребенка положить на такую подушку, то он замучается плохими снами. От этого поверья пошло и знакомое каждому русскому человеку выраженье: «Ни пуха, ни пера!» - с ответом: «К черту!».

http://i062.radikal.ru/0910/18/71d0297354act.jpg

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Проня Прокоповна написал(а):

Может о женихе попросить Богородицу?

Мне иногда кажется, что все праздники придумывались именно для этого. Так что проси.[взломанный сайт]

0

22

Православное Рождество

http://s47.radikal.ru/i115/1001/25/81a92e1ad8ce.jpg

Рождество в России было праздником сугубо домашним. Это потом, от Рождества до Нового года—который в народе и у купечества не праздновался вовсе, отмечали его только просвещенные люди и аристократия,—начинались гости, балы, пиры, маскарады, катания на тройках, катания с гор, катания на коньках. Но Рождество праздновалось семейно. И даже одинокие холостяки старались в этот праздник прийти к чьему-нибудь теплому очагу, чтобы отметить Рождение Господа там, где есть дети. И даже те, кто в течение всего года не вспоминал о традициях, на Рождество старались их соблюсти. И даже не верующие перед Рождеством обретали вдруг веру: на одну единственную ночь, для одной, торжественной и нежной всенощной…

http://s55.radikal.ru/i147/1001/0e/6cb6b352592d.jpg

Рождеству на Руси предшествовал пост — впрочем, его все вспоминают как легкий пост, праздничный и даже «сладкий»: шесть недель ели православные рыбу вместо мяса, супы-солянки и в изобилии— сладкие кисели, оладьи на меду, постные пироги. И только в последний день, в самый канун Рождества, пост ужесточался.

http://s48.radikal.ru/i122/1001/de/ba1fa2da7529.jpg

Дореволюционный исследователь народных обычаев А.А. Коринфский писал: «Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушают поста: по Уставу церковному разрешается вкушать в это время только "сочиво". Разговенье— утром, после ранней обедни; а до утра все еще стоят на Руси "Филипповки", идущие с 15 (28) ноября вплоть до веселых радостных Святок. А живут Святки от Рождества до Крещенья (с 25 декабря по 6 января старого стиля). "Пост — пости, праздник — празднуй!"— говорят в народе, подобно тому, как говорят и "делу — время, потехе — час!"»

http://i071.radikal.ru/1001/7a/38474c8d63f1.jpg

0

23

http://i059.radikal.ru/1001/25/a6aa33d3db9c.jpg

Действительно, вплоть до 20-х годов ХХ века, когда началась особенно яростная борьба с церковью, в особо религиозных семьях в канун Рождества ели только «сочиво»: из распаренного зерна или крупы, с курагой, изюмом, медом, орехами и маком, иногда — с отваром сушеных ягод. До революции же эта традиция соблюдалась свято. Считалось, чем богаче и вкуснее сочиво, тем урожайнее будет следующий год. Продукты, из которых готовилась кутья, имели символическое значение: зерно считали символом воскрешения к жизни, мед —с имволом здоровья и благополучного быта (сладкой жизни), а мак символизировал достаток в семье. Кстати, сухофрукты и всевозможные орехи — и фисташки, и большие «американские» (сейчас они называются «бразильскими») привозились в Россию в изобилии, и становились любимым лакомством во время предрождественского поста.

http://i027.radikal.ru/1001/81/52620805ee6b.jpg

На рождественских базарах ходили сбитеньщики с висящим на груди самоваром. Аромат и вкус сбитня у старых москвичей ассоциировался с этим волшебным зимним праздником. Писатель Иван Сергеевич Шмелев вспоминал об этом: «Бородатый мужик, приземистый, будто все тот же с детства, всегда в широченном полушубке, в вязке мерзлых калачиков на брюхе, цедит из самовара-шара янтарный, божественный напиток—сбитень, все в тот же пузырчатый стаканчик, тяжелый с детства. Пышит горячим паром, не обжигает пальцы. Мочишь калачик мерзлый...— вкуснее нет!»

http://s06.radikal.ru/i179/1001/35/a25d6451964b.jpg

Рецепт сбитня многие десятилетия считался утерянным, потому что ни в какие кулинарные книги этот обыденный напиток попросту не входил. Нашли его исследователи старинной русской кухни, почти случайно, в чьих-то записях. Рецепт этот таков: 150 граммов меда и 2/3 стакана сахара в течение 15 минут кипятить в литре воды, снимая пену, затем добавить 4 лавровых листа, сушеного имбиря, гвоздики и корицы по вкусу, покипятить еще 5 минут, дать настояться—от получаса до суток, снова согреть—и пить, представляя себя в дореволюционной Москве.

http://s61.radikal.ru/i172/1001/ee/a64a1e265996.jpg

Еще во время поста начинали свозить в Москву и Нижний Новгород, на центральные ярмарки, целые обозы со свининой — тут были и огромные туши, и бочки с солониной, и молочные поросята: черненьких брали для жарки, беленьких для студня. Везли дичь лесную, рябчиков и тетеревов. Домашнюю птицу, уток и гусей, которых к Рождеству откармливали, везли живыми: хозяйки их покупали и несколько дней еще кормили у себя дома, а то в дороге птица волнуется и тощает, и во вкусе теряет.

http://s48.radikal.ru/i120/1001/5c/89ef9f9d7ce7.jpg

0

24

[реклама вместо картинки]

В «Домострое» есть следующие указания касательно еды в праздничные дни: «В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину... кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур».

[реклама вместо картинки]

В позапрошлом и в начале прошлого века лебедей уже не подавали. Украшением праздничного стола традиционно были жареный целиком поросенок, фаршированный гречневой кашей, домашняя колбаса, жареный гусь с яблоками (или, в богатых семьях, с апельсинами), студень и всевозможные сладости. Впрочем, у зажиточной части населения выбор блюд для рождественского стола был огромный. У людей религиозных на обеденный стол сначала сыпали сено: в память о яслях, в которых родился Христос. На сено уже клали парадную скатерть, выставляли посуду.

[реклама вместо картинки]

В семьях с традициями на стол подавался специальный «рождественский» сервиз: как правило, с синей или голубой с золотом каемкой. Был еще сервиз «пасхальный» с красной с золотом каемкой. И «именинный» — подававшийся на стол во время празднования именин кого-либо из членов семьи: этот мог быть с разноцветными каемочками. «Рождественский» и «пасхальный» сервизы извлекались из буфета всего раз в год. Но тем торжественнее выглядел праздничный стол.

[реклама вместо картинки]

0

25

[реклама вместо картинки]

На рождественском столе быть непременно двенадцать блюд. Двенадцать — число священное, именно 12 дней тянутся святки, святые дни, освященные великими событиями Рождества Христова. Подготовка рождественской елки сама по себе была мероприятием сложным, важным и длительным. Тайком от детей взрослые покупали подарки и прятали их в недоступном месте. А вот украшения на елку были не только покупные, но и обязательно самодельные. Подготовка к празднику для детей была не менее важна, чем сам праздник, а, кроме того—совместное изготовление елочных игрушек сплачивало семью.

[реклама вместо картинки]

Елку наряжали только взрослые, за закрытыми от детей дверями. Ставили ее всегда в самой большой комнате—в «зале», которая была и в частных домах, и в хороших съемных квартирах. Детей в залу впускали, когда елка была уже наряжена, но перед тем, как зажечь на ней свечки. Анастасия Цветаева вспоминает о Рождестве в своем детстве: «Как я благодарна старшим за то, что, зная детское сердце, они не сливали двух торжеств в одно, а дарили их порознь: блеск украшенной незажженной ели сперва, уже ослеплявшей. И затем — ее таинственное превращение в ту, настоящую, всю в горящих свечах, сгоравшую от собственного сверкания…»

[реклама вместо картинки]

Под елкой укладывались подарки в нарядной упаковке. Легенда о том, что подарки, де, приносит Дед Мороз пришла к нам уже в советские времена с Запада, где родители притворялись, будто подарки в развешенные возле камина чулочки и разложенные башмачки кладет Санта-Клаус… Или Юльтомтре в Скандинавии, фея Беффана в Италии, в общем—кто угодно, но только не родители. А до Революции дети знали, что подарки под елку кладут папа с мамой, дяди и тети, бабушки и дедушки, и видели в этом не проявление сверхъестественного чуда, а чудо родительской любви.

[реклама вместо картинки]

0

26

[реклама вместо картинки]

После революции елку, как буржуазный обычай, запретили. Но потом вернули, причем указом свыше: в конце 30-х в учреждениях и домоуправлениях стали наряжать для детей елки, только не на рождество, а на новый год. На верхушке рождественской елки неизменно сияла звезда: в память о той, Вифлеемской, возвестившей о рождении спасителя. В советские времена эту звезду заменили красной, кремлевской.

[реклама вместо картинки]

С нетерпением ждали первой звезды, первого удара колокола, далеко и гулко разносившегося в морозном воздухе. Заслышав, одевались и шли в церковь, ко всенощной. В ту ночь молились особенно истово, о самом сокровенном. А.А. Коринфский писал: «По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. "Пресветлый рай" во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет,—все исполнится-сбудется, как по писаному,—говорит народ».

[реклама вместо картинки]

Из церкви возвращались не спеша, торжественные и притихшие. Дома переодевались в нарядное. Детей будили и одевали для праздника. Впрочем, редко какой ребенок засыпал в эту торжественную ночь: сидели в детской и ждали, слушали звон колокольный. Изнемогали от нетерпения, мечтая о елке, о подарках, о лакомствах, по которым успели соскучиться за время поста. И вот, наконец, отворялись двери и дети, и взрослые степенно шли к праздничному столу.

[реклама вместо картинки]

0

27

[реклама вместо картинки]

А дальше—зависело уже от того, какая семья, какие традиции. У крестьян и купцов по-старинке ходили мальчишки с рождественской звездой на палке, славить рождение Господа и просить гостинцев, или даже ряженые со старинными песенками-колядками. У интеллигенции и аристократии устраивались танцы под фортепьяно, игры, фанты, живые картины.

[реклама вместо картинки]

Но это были не более чем мирные семейные увеселения: слишком шумно праздновать Рождество было не принято, считалось, что это нарушает строгую торжественность религиозного праздника. Но главной составляющей Рождества все же была не елка, не подарки и не богатый стол, а особое настроение, особое состояние души, которое формировалось во время поста, обтачивалось в предпраздничной суете.

[реклама вместо картинки]

Об этом рождественском состоянии души вспоминал в своем парижском изгнании Иван Шмелев, остро страдая, что никогда больше не сможет его ощутить, никогда не сможет отпраздновать Рождество в России: «Вот и канун Рождества—Сочельник. В палево-дымном небе, зеленовато-бледно, проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских: они поют. Сердцем можно услышать, только: поют — и славят. Синий бархат затягивает небо, на нем—звездный, хрустальный свет. Где же, Вифлеемская?.. Вот она: над Храмом Христа Спасителя. Золотой купол Исполина мерцает смутно. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его плавает над Москвой вечерней, рождественской… Боже мой, плакать хочется... нет, не с нами. Нет Исполина-Храма... и Бог не с нами. Бог отошел от нас. Не спорьте! Бог отошел. Мы каемся. Звезды поют и славят. Светят пустому месту, испепеленному. Где оно, счастье наше?.. Бог поругаем не бывает. Не спорьте, я видел, знаю. Кротость и покаяние—да будут. И срок придет: Воздвигнет русский народ, искупивший грехи свои, новый чудесный Храм—Храм Христа и Спасителя, величественней и краше, и ближе сердцу... и на светлых стенах его, возродившийся русский гений расскажет миру о тяжком русском грехе, о русском страдании и покаянии... о русском бездонном горе, о русском освобождении из тьмы...—святую правду. И снова тогда услышат пение звезд и благовест. И, вскриком души свободной в вере и уповании, воскричат: "С нами Бог!.."»
(взято с geohistory.ru)

[реклама вместо картинки]

0

28

В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.

http://s56.radikal.ru/i154/1001/01/be476cb21463.jpg

На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар – напиток из сушеных фруктов и медом и кутья – каша из пшеницы и ячменя.  Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.

http://s51.radikal.ru/i131/1001/0f/d72ef6e2bb8d.jpg

Дома обязательно надо было соорудить символ урожая – своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.

http://s04.radikal.ru/i177/1001/78/d28503dbbc67.jpg

Не забывали наши предки и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.

http://i071.radikal.ru/1001/8f/83ff6d7a9d62.jpg

А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.

Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.

[реклама вместо картинки]

0

29

Маргарита Пална написал(а):

Рецепт сбитня многие десятилетия считался утерянным, потому что ни в какие кулинарные книги этот обыденный напиток попросту не входил. Нашли его исследователи старинной русской кухни, почти случайно, в чьих-то записях. Рецепт этот таков: 150 граммов меда и 2/3 стакана сахара в течение 15 минут кипятить в литре воды, снимая пену, затем добавить 4 лавровых листа, сушеного имбиря, гвоздики и корицы по вкусу, покипятить еще 5 минут, дать настояться—от получаса до суток, снова согреть—и пить

Марго, а ты пробовала это приготовить? Наверно черезчур сладко?

0

30

[реклама вместо картинки]

Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.

http://i072.radikal.ru/1001/19/9d68200a2898.jpg

Первым за стол садился отец, за ним – мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.

[реклама вместо картинки]

Но вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»:
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества:
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По всем проулочкам…

В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.

[реклама вместо картинки]

С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями.

Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.

[реклама вместо картинки]

Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения – шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях.

Еще на Рождество любили устраивать различные вечеринки, беседы, ходили друг к другу в гости, и, конечно же, не обходилось без гаданий.

http://s49.radikal.ru/i123/1001/2c/b1e8ebe4ba98.jpg

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Православные традиции.


создать форум