Кузьминки (1/14 ноября)
«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
Этот старый праздник хорошо был известен в Москве. За Москвой – рекой, вокруг церкви Космы и Дамиана, собирались женщины с курами. А в простом народе было заведено: "На Козьму и Демьяна – курячьи именины – неси попу цыпленка, а себе – курицу на стол."
- В этот день «петух с курицей лягается, а курица петушиться»
Куриное перо считалось в народе особым, оно слез не любит, На Руси не плакали в подушку, была примета: «Перо слезы пьет, а потом в сон отдает». Перо впитывает слезы, а вместе с ними и боль. Потом оно излучает из себя эту боль в другого. Если ребенка положить на такую подушку, то он замучается плохими снами. От этого поверья пошло и знакомое каждому русскому человеку выраженье: «Ни пуха, ни пера!» - с ответом: «К черту!».
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Может о женихе попросить Богородицу?
Мне иногда кажется, что все праздники придумывались именно для этого. Так что проси.[взломанный сайт]