Деревенька Норвегино

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Православные традиции.


Православные традиции.

Сообщений 11 страница 20 из 36

11

Прокопий Людмиловна написал(а):

Ты там была когда-нибудь?

Потрясающая красота. Едешь по Волоколамке и вдруг за поворотом на пригорке вырастает монастырь. Купола горят на солнце.
Немцы сожгли Истру, остался только монастырь.
Поезжайте обязательно.

0

12

Маргарита Пална написал(а):

Поезжайте обязательно.

Спасибо! Поедем, а то давно собираемся..
Только мы решили на электричке..

0

13

Прокопий Людмиловна написал(а):

В воскресенье хотим с сестрой поехать в Новый Иерусалим..

Свистни когда ехать будешь. Может я присоединюсь.

0

14

ТРОИЦЫН ДЕНЬ

http://www.grandarts.ru/img/docs/ks_146_Troizin%20den.jpg

В этот день по всей Руси отправляется народное празднество завивания венков, семейного каравая и хороводных игр. В завивании венков сохранились следы древнего гадания русских девушек о своих суженых. Семейный каравай выражает остатки какого-то древнего, теперь нам непонятного торжества. В местных обрядах замечаем только, что из всего народного празднества остались едва заметные следы древнего верования в гадание о будущем.
   Рано утром в городах и селах убирают дома березкою и цветами, пекут караваи, сзывают гостей, завивают венки из березы и цветов для старых и молодых людей. В полдень, после обеда, начинается празднество молодых людей. В старину бабка-позыватка повещала по всем домам и сзывала девушек на гульбище. Хороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон сбирались девушки с своими матушками и нянюшками. С толпою народа она отправлялась в рощу. На широкой поляне расстилалась скатерть, и каравай, убранный цветными венками, после троицких песен, клался на скатерть. Народ рассыпался семейными кружками полдневать. В это время пожилой народ занимался угощением родных и знакомых, а молодежь завивала венки. Здесь братцы завивали цветные венки для своих сестриц! Случалось часто, что сестрицы такие венки успевали скрытно передавать суженым, по наказу братцев. Троицкий венок считался неизменным вестником брачного обета. С венками на голове, молодежь начинала разыгрывать хороводы, сначала отдельными кругами, где участвовали родные и знакомые, а потом в мирском круге соединялись все, под защитою матушек и нянюшек. С окончанием хороводов начиналась игра горелки. Вечером уже возвращались из рощи прямо к реке, где молодой народ бросал свои венки в воду. Если венок поплывет, то это означало неизменное счастье. Если венок завертится на одном месте, то это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок потонет, то это угрожало великим несчастием, смертью родных или суженого. Если венок останавливался на одном месте, то из этого заключали, что девицам в этот год не быть замужем, молодцам оставаться неженатыми. Смышленые нянюшки по плаванию венка угадывали о местопребывании суженого. В той, де, стороне девушке придется быть замужем, куда вода понесет венок. В селениях Московской губернии старушки выхаживали с своими цветными пучками к реке, бросали их в воду и, по своим наблюдениям, гадали о будущем для себя и родных.
    Троицкий каравай и скатерть прежде у наших бабушек заключали в себе особенные тайны. Хороводницы каравай раздавали по богатым семьям. Его засушивали в сухари и хранили на свадебный обиход. Эти сухари замешивались в свадебный каравай на счастье и на любовь молодых. Скатерть играла важную тайну на смотринах. Ее клали тайно от всех на стол и накрывали другою скатертью. Старушки уверяли, что эта скатерть приковывала суженого к девушке крепче всякого железа. Но на такой подвиг отваживались не все матушки из опасения: не доспеть бы своему детищу лихого суженого.
    На берегах Оки, около Алексина, есть старинное предание о двух суженых, погибших в Оке с венками. Жили два семейства в счастии, довольстве и согласии, как живут на Руси добрые соседи. В каждом семействе были красные детки, дочь и сын. Старики думали свое: как бы породниться с соседями? Молодые гадали по-своему: как бы взять суженую, как бы не потерять суженого? Матушки прочили своих дочек и рассуждали по-своему. Батюшки думали и спорили по-своему: или отдать дочь или женить сына? Жаль обездолить сына, а жальчей того засадить дочь в девках. Наступил Троицын день, завели венки и бросили их наугад в реку, на счастье, на долю суженых. Сначала венки плыли ровно, потом закружились и потонули на дно. Закипело ретивое у суженых, замерли сердца у девиц. Молодым ли стерпеть беду неминучую? Кинулись оба в Оку доставать венки. Замутилась вода в реке, всплыли венки, но не всплыли суженые. С тех пор, говорят, каждый год на этом месте, в Троицын день, всплывают венки.
    В Тульской губернии, на берегу Красивой Мечи, в селе Козьем, существует старое предание о погибели троицкого хоровода. Был год худой и неурожайный, были знамения на войну и на мор, носились по селам худые толки о большой беде, о великом горе. Народ жил с кручиною всю весну: никто не смел песни спеть, никто не думал о хороводах. Наступил Троицын день. Молодежь не стерпела и вышла на поле разыграть хоровод. Долго старики уговаривали молодых не играть хоровода, забыть про веселье. Молодые поставили на своем, заиграли хоровод. Вдруг налетела грозная туча, ударил гром, и весь хоровод обратился в камни. С тех пор, говорят старики, каждый год на этот день воют камни и вещают всем беду неминучую, кто будет только на этом месте играть в хоровод. Груды камней действительно находятся на берегу Красивой Мечи: но с чего началось предание о погибели троицкого хоровода, народ молчит.

http://www.art-catalog.ru/data_picture_new/artist_166/picture/big_500/suhodolsky_1.jpg
Троицын день. 1884 Суходольский Петр Александрович

    Местные обряды троицкого народного празднества имеют свои отличия.
    В Тульской и Псковской губерниях старики и старушки, после вечерни, выходят на кладбища обметать троицкими цветами могилы родителей. Этот обряд называется: глаза у родителей прочищать.
    Поселяне Орловской губернии выходят в рощи: молить каравай. Для этого они готовят два каравая: один мирской для стола, другой для рощи. С последним караваем выходят завивать венки. Мирской каравай остается для домашнего угощения, а остатки раздаются нищей братии.
    В Нерехте и окружных селениях на Троицын день кумушки сбираются в рощи, целуются сквозь березку при развивании венков и дарят друг друга лентами или полотенцами.
    В Ярославле троицкое гулянье отправляется на Тверицах, где прежде была слобода Заволгоны.
    В Туле троицкое гулянье отправлялось прежде за городом в Горельской роще. Ныне уже этой рощи не существует, и народ рассыпается в разные места. В Шенкурске народное троицкое гулянье было за городом на лугу. Сюда сбирались горожане и поселяне. Девицы, отделяясь от мужчин, схватывались за платки, соединялись в круг и медленным, тихим хороводом переходили с одного места на другое. Кругом их обходили молодцы и высматривали себе невест.

http://www.bibliotekar.ru/rusKart/39.files/image001.jpg
Неизвестный художник середины XIX века
Троицын день в Красном селе близ Москвы 1840-е

    В Москве народное троицкое гулянье бывает на Красном пруде, у Каланчевского поля и Дорогомиловского моста. Красный пруд, по преданию стариков, назывался прежде Русальским.
    В степных селениях троицкое гулянье считается последним праздником. Там кумы посылают в гостинцы своим крестникам грешневые караваи и желтые яйца. Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.
    В Чухломе сохранились особенные хороводы и игры. Там в троицком празднестве участвуют одни девицы. Дочь зажиточного отца приглашает на веселье своих подруг. Эта девица называется тогда большухою и управляет играми. Девицы, в сопровождении матушек и нянюшек, сбираются в назначенное место, на площадь, или на загородь, или на улицу, против дома большухи. Все девицы соединяются в кружок и поют песни троицкие. При пении первой песни в средине круга ходят две девицы, дочери почетных отцов, а по окончании песни раскланиваются и выходят из круга. После сего начинается новая песня и другие девицы вступают в круг. Часто случается, что между подругами затеваются ссоры и неудовольствия: будто песня для них была выбрана худая и оскорбительная, будто младшая вступила в круг прежде старшей. В ссоре девиц принимают участие и матушки. В старину из сего происходили многолетние ссоры между горожанами. Таких обид никогда не прощали. После сего хоровода начинается игра: красны сновать. Две девицы, схватясь рука с рукой, ходят взад и вперед углами, как снуют красны, при пении песен. Игры и песни продолжаются до вечера.

http://s45.radikal.ru/i109/0906/ac/13d155632d31.jpg

    В Малороссии известна Семицкая неделя с своими обрядами и верованиями. Там с утра приготовляют в виде снопа травы: зорю, калуфер, мяту, связывают их веревкою, а в средину ставят тройную свечу. С этими травами отправляются в церковь. Травы берегут для лечения болезней, а свеча сохраняется для умирающих. Завивание и развивание венков совершается одинаково с русскими. Там поют свои особенные троицкие песни. Верование малоруссов в русалок есть общее по всей Украине. В Новгороде-Северском есть предание, что криницы, девицы с русыми волосами, появляются на роднике Заручейская криница или на Ярославовом роднике, на рассвете зеленой недели, и расчесывают свои волосы. В троицкую ночь их мавки - русалки бегают по берегам рек и озер, поют песни, хлопают в ладоши, играют и мяукают, как кошки. Там есть верованье в свадьбы русалок.
    Троицын день был сроком для приезда в Москву становиться на суд. В грамотах этот срок считался особенным правом, дарованным в виде царских и княжеских милостей. По большей части таким правом пользовались монастыри и подвластные им крестьяне.

http://ffragm.narod.ru/classics/fanny_classics08.jpg
Сычковъ.Троицынъ день

    Троицкие и семицкие народные игры были строго преследованы еще в XVI столетии. В Стоглаве находим, что в троицкую субботу "сходятся мужи и жены на жальниках, и плачутся на могилах с великим кричанием, и егда станут играть на могилах скоморохи, гудцы и прегудницы, они же переставше от плача и начнут скакать, плясать и в ладоши бить, песни сатанинские петь". Все это доселе сохраняется в разных местах. Ни время, ни преследования не могли уничтожить народных обрядов. Память о Семике сохранилась в названии местностей. Так, под Ярославлем называется слобода Семик, в Мосальском уезде есть село Семиково, в Устюжском уезде есть пустошь Семики, в Боровицком есть сельцо Семицы. Замечательнее всего, что в письменных памятниках слово семик встречается только с конца XVII столетия. Народная память долговечнее письменных памятников.

http://s45.radikal.ru/i110/0906/20/c8f1dd1a8dad.jpg
Верещагин Василий Васильевич. Троицын день. Село Коломенское

+2

15

Микаэлла Таривердиевна написал(а):

Свистни когда ехать будешь. Может я присоединюсь.

В воскресенье с утра, с Рижского вокзала, электричкой. Подробнее сообщу попозже.. :yep:

0

16

Микаэлла Таривердиевна написал(а):

Свистни когда ехать будешь. Может я присоединюсь.

Эх, жаль , что я не смогу с вами поехать . Я бы вам экскурсию устроила.http://s16.rimg.info/cbc74ae792dc3079b21dec04cf54dae4.gif

0

17

Прокопий Людмиловна написал(а):

В воскресенье с утра, с Рижского вокзала, электричкой

Давай сообчи. Мне тут с Митино можно сориентироваться проще.

Марго, хачу экскурсию. http://i.smiles2k.net/big_smiles/super_smilies064.gif

0

18

http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/41.jpg
Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день

http://www.art-catalog.ru/data_picture_new/artist_6/picture/big_500/nesterov_150.jpg
Троицын день. 1881 Нестеров Михаил Васильевич

0

19

ПОКРОВ

Покров… «На Покрова до обеда осень, а после обеда зима».

Праздник этот берет свои истоки аж в Х веке, в Византии. Богоматерь-заступница просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя. Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

В честь этого события с ХII века на Руси стали появляться храмы, а 1 октября по старому стилю (14 октября по новому) отмечается один из любимейших праздников на Руси – Покров Пресвятой Богородицы.

http://artmuseum.yar.ru/uploads/thumb/f/f8/Kulikov_pryahi.jpg/800px-Kulikov_pryahi.jpg
Пряхи 1903г.
КУЛИКОВ Иван Семенович

Покров считался днем русских прях. И капустником, поскольку обязательным угощением в этот день были блюда из капусты. Девушки пряли красивые холсты. Готовили вкусные блюда, чтобы показать свои умения и готовность стать женой-хозяйкой.

Есть ритуал обращения к Матери Божьей в Покров. Молитва о быстром замужестве. С Покрова всегда начинались свадебные недели. Урожай собран. Можно и о праздниках подумать. Подумаем и мы. Блюда из капусты – главные.

http://content.foto.mail.ru/mail/fgala54/117/i-321.jpg

Праздник этот считается покровителем свадеб, и поэтому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать на праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы. Стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». «Покров Пресвятой Богородицы, - приговаривают они, - покрой мою бедную головку жемчужным кокошником» (то есть сделай меня замужнею женщиной). – «Мать-Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду».
С 14 октября в деревнях начинали играть свадьбы. Если на Покров выпадет снег, молодые будут счастливы, а если погода ветреная, будет большой спрос на невест, – говорили в народе.

http://i035.radikal.ru/0910/9d/b4a1157f1d34t.jpg

У многих народов древности, и в частности у славян, в старину, как и теперь, покрывало (фата) считалось очень важною свадебною принадлежностью, служило признаком замужества. Один арабский путешественник XII века, описывая древнеславянский брак, говорит, что если кто чувствовал склонность к какой-либо девице, то набрасывал ей на голову покрывало, и она беспрекословно делалась его женою. Известно, что в былое время на Руси невесту водили под венец, закутавши или закрывши всю фатою.

http://s39.radikal.ru/i084/0910/53/5a85f5c3eef7t.jpg

К этому времени заканчивались все сельскохозяйственные работы. Покров – первое зазимье, возможное наступление холодов и заморозков. До Покрова сельчане берегли засохшие ветви яблони, потому что считалось, что если сжечь их именно 14 октября, то всю зиму в доме будет тепло. По погоде на Покров люди судили о предстоящей зиме: если журавли уже улетели, будет ранняя и холодная зима; если в этот день дует восточный ветер, зима будет холодная, южный ветер – к теплой зиме, западный – к снежной. Снег на Покров предвещает снежную и холодную зиму, а если снег до Покрова упадет, зима наступит не скоро.

С Покрова хозяева начинали утеплять дом на зиму, «загонять тепло». Во время работы говорили: «Захвати тепла до Покрова», «Чини шубу до Покрова, не то тепла не будет». Затапливая печь, хозяйки приговаривали особые слова: «Батюшко-Покров, натопи нашу хату без дров». К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая. Также этот праздник считался последним днем сбора плодов и грибов. Верили, что в этот день можно уберечь детей от простуды, для этого ребенка обливали водой сквозь решето на пороге избы.

Если праздник Покрова Пресвятой Девы приходится не на среду и пятницу, разрешается любая пища, в другом случае возбраняется мясная, молочная и яичная пища, и дозволяется рыба.

http://www.aif.ru/application/public/article/556/dfa9e76af22e2db7a0b5572dcde66223_big.jpg

+1

20

Маргоша! Ну какая де ты умничка! Всегда с удовольствием читаю!  http://s5.rimg.info/a9b7c9a87c0d4c5d2d5789148dad7996.gif
Покров - один из моих любимых праздников! Завтра обязатеьно пойду в Храм! Может о женихе попросить Богородицу? Хе-хе..
Подумаю-ка я об этом ноченькой.. http://s16.rimg.info/e3c98718b2acdc3c57493306ac2fdfb9.gif

0


Вы здесь » Деревенька Норвегино » Нравы и обычаи » Православные традиции.


создать свой форум бесплатно